Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Тема 1. Телемания: зависимость человека опросмотра телевизионных программ

  Не вредно ли детям и не только смотреть телевизор, особенно триллеры, мыльные оперы, рекламу?
  Не так давно в нашем обиходе появился термин «телезависимость», который, наряду с другими зависимостями человека (наркозависимость, алкогольная), стал серьезно беспокоить своим влиянием на организм человека. Когда провели первые исследования, то выяснили, что в среднем жители развитых промышленных городов каждый день тратят на это по три часа. А это — ровно половина всего свободного времени, если не считать сна и мелких домашних дел. Следовательно, к 75 годам 9 лет человек уже отдал телевидению. Кто-то объясняет это огромной любовью к ТВ. Но почему тогда множество зрителей обеспокоено подобной страстью? Опросы Института Гэллапа 1992 и 1999 годов показали: по собственной оценке, слишком много сидят у телеэкрана двое из пяти взрослых и семеро из десяти подростков. И другие исследования подтверждают, что телеманами считает себя приблизительно 10% взрослого населения. Поэтому нелишне вспомнить о том, что существует вполне официальный термин “телемания”. А попросту - это страсть к телевидению, замещение им всех остальных ценностей.
  По статистике в России более всего подвержены “телемании” дети - 70%, старики - 25% и менее всего взрослые - 5%,так как это в основном уже люди с устойчивой психикой.
  К сожалению, наши дети чаще всего становятся жертвами телемании. Происходит это потому, что родители не могут найти с ребенком общих интересов, тем для обсуждения, да и просто времени. И вместо себя предлагают им телевизор.
  Результат телевизионного воспитания, увы, неутешителен. Например, многие родители даже не подозревают о том, что 3-5-летний ребенок все воспринимает буквально, некритично. У малыша еще нет собственных жизненных критериев. И естественно, система ценностей у него формируется согласно тому, что видит на экране. Поэтому не следует удивляться, если на первом месте окажется какой-нибудь “Орбит”, причем непременно без сахара...
  Кстати, во многих европейских странах дети в школах проходят специальные тренировки - как защититься от лишней информации. Их учат критично относиться к тому, что они слышат с телеэкрана или читают в газетах. Да и вообще к тому, что говорят вокруг. Психологи считают это умение очень важным, потому что оно помогает сохранять психическое равновесие и целостность личности.
  Еще один важный момент. Ребенок устроен так, что прежде всего реагирует на внешнюю сторону вещей - яркость, динамичность.
  А теперь вспомните самые известные мультфильмы: кто самый смешной, самый яркий, самый запоминающийся? Конечно, отрицательный герой. Он-то и становится примером для подражания. Малыш просто не сумеет разглядеть за яркой формой содержания и в жизни станет подражать тому, кто больше запомнится.
  Еще один подводный камень в том, что благодаря телевизору у ребенка появляется пассивное восприятие жизни. Ведь голубой экран дает возможность пережить яркие впечатления, узнать много нового и захватывающего, не вставая с собственного дивана. И действительно, зачем куда-то ездить, чем-то заниматься, когда вот он - весь мир как на ладони! Родителям это, конечно, поначалу очень удобно - не надо читать книги, водить ребенка в театр или зоопарк. Все это можно увидеть по телевизору. Проблемы начинаются тогда, когда дорогое чадо напрочь отказывается учиться читать, настойчиво требуя мультиков.
  Что же делать, если ребенок уже “заболел” телеманией? Прежде всего заменить телевизор собой. То есть, выключив вожделенный экран, не отправлять ребенка делать уроки или гулять, а заняться чем-нибудь вместе с ним. Причем это “что-нибудь” должно быть ему интересно. Вспомните, что ребенок просил до того, как начал смотреть телевизор. Может быть, он звал вас на горку или просил поиграть в прятки?
  Еще один очень хороший способ - поиграть в театр. Используя героев тех же любимых мультфильмов, например Тома и Джерри, придумайте собственные сюжеты. Кстати, с помощью этой игры можно продемонстрировать ребенку такие качества, как сострадание, научить его быть нежным. Сюжеты можно придумывать вместе. И наконец, вспомните чудесную игру, которой вы сами увлекались, будучи младшими школьниками, - рисование мультфильмов. Помните эти блокнотики, на которых рисовались человечки, поднимающие и опускающие ручки? Придумайте вместе с ребенком сюжет, в четыре руки нарисуйте все это - и показывайте папе, бабушке, приятелям из детского сада. Малыш будет просто счастлив.
  И все же, несмотря на вышесказанное, не стоит поднимать крик всякий раз, когда ребенок подходит к телевизору. Ведь программы могут быть обучающими, развивающими творчество и фантазию. Малыш может многому научиться, смотря телепередачу или видео, хотя он и остается лишь наблюдателем и получателем информации, а не участником событий.
  Просто старайтесь подбирать ребенку “телерепертуар”, быть в курсе того, что он смотрит и как это отражается на его психике.
  И было бы здорово, если бы в выходные вы отвлеклись от своих дел, вместе посмотрели передачу про животных или про путешествие. Обсуждайте все, что происходит на экране, высказывайте свою точку зрения, и от такого времяпрепровождения вам обоим будет только польза и радость.
  Кому-то, может быть, покажется это и не очень страшным, что, к сожалению, не так. Когда человек читает книгу, информация поступает в мозг в том ритме и количестве, которое соответствует его возможностям. Читая, человек сам может контролировать поток информации - остановиться, обдумать что-то, перечитать заново. А когда он смотрит телевизор - поток информации огромный, насыщенный, а главное - неконтролируемый, оказывающий сильное влияние и на сознание, и на подсознание.
  С помощью элекгроэнцефалографа был проведен мониторинг волн головного мозга человека, смотрящего телепередачу. Исследователи зафиксировали перемены электрической сопротивляемости кожи, изменение частоты сердцебиения во время, до и после просмотра телепередач. Энцефалограмма также демонстрировала ослабление ментальной стимуляции во время просмотра телепередач (чего никогда не наблюдалось при чтении, и, кстати, именно на этом основано такое мощное влияние рекламных роликов на подсознание зрителей).
  Но самое удивительное: когда телевизор выключали, чувство релаксации пропадало, а ощущение пассивности оставалось. Исследуемые зрители подтверждали, что ТВ каким-то образом поглощает их энергию, оставляя их опустошенными (опять-таки, в отличие от обычного чтения). А настроение после просмотра остается прежним или незначительно ухудшается.
  Зрители говорят, что, едва загорается телеэкран, они моментально расслабляются. Поэтому люди и связывают ТВ с отдыхом и снятием напряжения. Причем ощущение релаксации сохраняется на протяжении всего просмотра. Но стоит выключить «ящик» — и тут же происходит «принудительное» возвращение в реальность, со всеми ее проблемами.
  Схожим образом действуют наркотики. Транквилизатор, покидающий организм слишком быстро, вызывает больше зависимости, чем тот, который выводится медленно. Точно так же зритель не выключает идущую программу — подсознательно он понимает, что ощущение релаксации ослабнет, если экран погаснет. Чем чаще и дольше смотришь, тем больше хочется смотреть. Парадокс телевидения в том, что люди смотрят телевизор гораздо больше, чем планируют, хотя длительный просмотр менее продуктивен. Результаты телеопытов с применением метода экспериментального моделирования в естественной среде обитания показывают: чем дольше люди сидят у экрана, тем меньше радости они от этого получают. Телезависимые участники исследования — те, кто смотрит передачи более четырех часов в сутки, — получают от этого меньше удовлетворения, чем те, кто уделяет просмотру телепрограмм менее двух часов.
  Но даже не это самое опасное, а другое. Кажется, безвозвратно канули в лета добрые фильмы и передачи, которые без рекламных перерывов шли на наших экранах. На смену этому пришли в основном низкопробные пошлые фильмы, бездарные передачи и бесконечная реклама, которая может довести до истерии даже глухого и слепого.
  Мы с вами узнали о 25 кадре, о других фокусах, с помощью которых пытаются промыть наши мозги и вложить в них то, что угодно Заказчикам.
  И недавний скандал в стране восходящего солнца, когда более 700 детей, просматривая очередную серию мультфильма «Покэмон», после одного из эпизодов упали в обморок. У многих наблюдались тошнота, конвульсии, временный паралич дыхания. Скандал, поднятый родителями пострадавших детей, заставил врачей признать, что они давно уже знают о существовании эффекта фотоэпилепсии, когда сочетание определенной частоты мелькания кадров, яркости изображения и цветовой гаммы может вызывать искусственный припадок. К сожалению, именно это сочетание (интуитивно, а иногда и сознательно) применяют создатели некоторых телевизионных роликов, так как воздействие на мозг зрителя при этом усиливается многократно. Японцы временно отменили показ очередной серии опасного мультика. Но где гарантия, что подобная «вакциновая бомба» не заложена в любой другой телепередаче? Ведь отрицательное воздействие телевидения не всегда проявляется так наглядно, как в этой истории. Чаще всего насилие над нашим разумом происходит скрытно.
  Как защититься от нежелательного влияния на Вас голубого экрана. Мой совет простой: не давайте ему (телевизору) завладеть вами. А проверить, кто кем владеет, тоже достаточно просто. Отключите хотя бы на неделю телевизор и понаблюдайте за своей реакцией. Если отсутствие передач болезненно и невыносимо, значит вы в Его власти.

 
© www.txtb.ru