Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.2. Основные элементы культуры. Понятие и виды субкультур

  Культура в широком смысле слова включает в себя все достижения человечества, в том числе и материальные: орудия труда, здания, сооружения и т. д. Социологию интересуют эти элементы в том случае, если она изучает различные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой, т. е. социологические аспекты экологической проблемы. Но все же главное внимание в социологии отводится функционированию различных элементов в духовной культуре. Каковы же эти элементы?
  1. Первым, и наиболее важным, элементом является познавательный, знаково-символический элемент, т. е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык - это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Рассмотрим кратко, что представляет собой язык как важнейший элемент культуры. Язык - это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Знаки и символы всегда имеют определенное значение. Люди усваивают это значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.
  2. Вторым, не менее важным, компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность - это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т. е. в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:
  1) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);
  2) универсальные:
  а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, правопорядок и т. д.);
  б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т. д.);
  в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);
  г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т. д.);
  3) партикулярные:
  а) привязанность к малой родине, семье;
  б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).
  3. Синтетической формой культуры являются образцы поведения: обряды, обычаи, традиции.
  Обряд - это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия.
  Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является причиной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычай - это неписаные правила поведения.
  Традиции - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.
  Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.
  Мы рассмотрели общую характеристику культуры и ее основные элементы, безотносительно к тому, как они функционируют в различных государственно-национальных образованиях, социальных группах и т. д. Можно сказать, что эти характеристики относятся к культуре как таковой, к общечеловеческой культуре. Однако культура функционирует в общественных взаимосвязях на различных уровнях в определенных конкретных формах. Для отражения этой конкретной формы бытия культуры в социологии используется понятие субкультуры. Субкультура - это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. Каждое сообщество создает свою субкультуру. Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но в то же время она имеет свои специфические отличия. Эти отличия связаны с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ.
  Можно выделить национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры организаций, социальных групп и т. д. Термин «национальная культура» применяется для определения символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отношении, может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько различных национальных культур. Как правило, в этих странах можно выделить субкультуру наций и субкультуры национальных меньшинств. Примером такого соотношения культур является Российская Федерация.
  Для социологии важно определить, смешиваются ли эту субкультуры, сосуществуют и терпимо относятся друг к другу или же имеют место культурные конфликты. Часто культурные меньшинства прилагают особые усилия, чтобы сохранить свою самобытность, защитить свои ценности и выжить в среде, где преобладают культуры большинства населения, которые воздействуют на все остальные культуры и даже подавляют их. От правильной культурной политики зависят состояние экономики, социально-политический климат и все благосостояние данного государства.
  Другой важнейшей формой является конфессиальная субкультура. Конфессиальная культура складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви. На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно говорить о христианской, мусульманской, буддийской культурах в целом. Отдельные ветви, направления в мировых религиях создают свои субкультуры: например, православную, католическую, протестантскую. В свою очередь, в этих субкультурах возможны свои субкультуры.
  Профессиональная субкультура образуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой. Она тесно связана с содержанием работы и ролью, которую в обществе играют ее представители. На нее оказывают влияние профессиональное образование и подготовка.

  Задание № 2.
  Изучить и законспектировать разделы 2-4.
  Ответить на вопросы, указав правильный вариант ответа.
  Вопрос 1. Что включает в себя понятие «социальный институт»?
  1. Это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
  2. Это объект упорядоченности индивидов, социальных групп и общностей, включенных в совместную деятельность и выполняющих определенные социальные функции.
  3. Это совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других.
  4. Это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.
  5. Это исторически сложившаяся система власти и управления поведением и деятельностью людей, внутри которой постепенно складывалось определенное разделение труда, функций и ролей.
  Вопрос 2. Что включает в себя понятие «^циальная организация» ?
  1. Это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
  2. Это объект упорядоченности индивидов, социальных групп и общностей, включенных в совместную деятельность и выполняющих определенные социальные формы.
  3. Это совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других.
  4. Это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.
  5. Это исторически сложившаяся система власти и управления поведением и деятельностью людей, внутри которой постепенно складывалось определенное разделение труда, функций и ролей.
  Вопрос 3. В каком из видов деятельности наиболее ярко проявляется этноцентризм?
  1. В судебной деятельности.
  2. В предпринимательской деятельности.
  3. В милитаристской деятельности.
  4. В миссионерской деятельности.
  5. Во всех перечисленных.
  Вопрос 4. Что провозглашает культурный релятивизм?
  1. Культурную революцию.
  2. Самобытность культуры.
  3. Культурные конфликты.
  4. Субкультуру.
  5. Общечеловеческую культуру.
  Вопрос 5. Какие элементы культуры являются основными?
  1. Знаково-символический элемент, ценностно-познавательная система.
  2. Этноцентризм, знаково-символический элемент.
  3. Ценностно-познавательная система, культурный релятивизм.
  4. Культурный релятивизм, этноцентризм.
  5. Этноцентризм, ценностно-познавательная система.

 
© www.txtb.ru