Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


6.3. Этнические общности

  Видное место в общественной жизни занимают этнические общности (этнос), которые могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Внешней формой выражения этноса является этноним - самоназвание (русские, немцы и т. д.). Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса является общность территории, поскольку именно она создает условия для тесного общения и объединения людей. Но впоследствии, когда этнос сформировался, этот признак приобретает второстепенное значение и может совсем отсутствовать. Например, еврейский этнос в условиях диаспоры (расселения) сохраняет идентичность по всему земному шару, хотя долгое время, до создания в 1948 г. государства Израиль, он не имел единой территории.
  Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но и этот признак этноса не имеет абсолютного значения. Так, например, в США американский этнос, прежде всего, складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей. Общность языка явилась результатом этого процесса. Наибольшее влияние в этнической общности имеет единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.
  Значительную роль в формировании этнической общности играет совпадение с другими видами общностей: расовой, религиозной и т. д. Примером расовой этнической общности можно назвать негроидный этнос. Исследования социологов показывают, что негры Африки и США осознают себя как единую общность. Религия же, как комплексное социокультурное и духовное образование оказывает огромное влияние на формирование всех этносов. Более того, она может служить главным системообразующим признаком в формировании определенного типа этносов - этноконфессиальных образований. Ярким примером таких этносов являются католики и протестанты Северной Ирландии, мусульмане Боснии и Герцеговины и т. д.
  Интегративным же показателем сформировавшейся этнической общности служит этническое самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу. Видную роль в этническом самосознании играет представление об общности происхождения и исторических судьбах входящих в этнос людей, опирающееся на общие генеалогические предания (в сказках, былинах, песнях), участие в исторических событиях (особенно в борьбе против иноземных врагов), на связь с «родной землей», с «родным языком».
  Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный организм и постепенно воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации племенного или государственного типа. С течением времени отдельные части сформировавшегося этноса могут быть разделены политико-государственными границами.

  Задание № 3.
  Изучить и законспектировать разделы 4-6.
  Ответить на вопросы, указав правильный вариант ответа.
  Вопрос 1. Что является синтетической формой культуры?
  1. Законы, обычаи, традиции.
  2. Обряды, законы, традиции.
  3. Традиции, обряды, обычаи.
  4. Законы, традиции, обряды.
  5. Все вышеперечисленное.
  Вопрос 2. Какое понятие определяет термин «национальная культура»?
  1. Это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности, вызывающих определенные коллективные чувства.
  2. Это воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является причиной для его членов.
  3. Это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.
  4. Это основа общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой.
  5. Это совокупность символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве.
  Вопрос 3. Что входит в группу «ценностей благосостояния»?
  1. Благополучие, богатство, мастерство, просвещенность.
  2. Богатство, благополучие, власть, аффективность.
  3. Мастерство, власть, богатство, просвещенность.
  4. Уважение, моральные ценности, аффективность, богатство.
  5. Моральные ценности, богатство, власть, просвещенность.
  Вопрос 4. Что входит в группу «прочие ценности»?
  1. Аффективность, просвещенность, моральные ценности, мастерство.
  2. Власть, благополучие, моральные ценности, аффективность.
  3. Благополучие, власть, богатство, уважение.
  4. Моральные ценности, мастерство, благополучие, аффективность.
  5. Богатство, мастерство, уважение, моральные ценности.
  Вопрос 5. В какие общности входят поклонники эстрадных звезд и болельщики спортивных команд?
  1. Культурные.
  2. Территориальные.
  3. Спортивные.
  4. Массовые.
  5. Этнические.

 
© www.txtb.ru