Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3. Развитие социологии в России

  Развитие социологии в России. Особенности российского социального мышления во многом были предопределены стилем мышления византийского православия и спецификой русской истории. Вплоть до XVIII в. общественная мысль России функционировала в религиозной оболочке и возникающие социальные проблемы пыталась осмыслить с помощью религиозных формул. Известно, например, что официальные круги даже в XIX в. отрицательно относились к социологии (у Николая I имя О. Конта вызывало раздражение и гнев), так как большая часть социологов в России высказывалась за проведение демократических реформ. Светская социальная мысль начинает появляться только в ходе реформ Петра Великого, когда определилась центральная тема социальных размышлений (место и роль России среди других стран, ее путь в истории). Характерными чертами истории российской социологической мысли являются: публицистичность, гуманистическая ориентация, неофициальность социологических публикаций.
  П.Я. Чаадаев (1794-1856) в своем знаменитом философическом письме (1836) рассматривал историю России с точки зрения логики единства общечеловеческого и национального. Сформулировал некоторые законы общечеловеческого прогресса, нарисовал картину российской жизни: в России нет традиции, нет прогресса, все основано на заимствовании, не хватает внутреннего единства. Отсюда делает вывод, что русский народ неисторичен, выпадает из общечеловеческой логики. Вот его знаменитые цитаты: «Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем без прошедшего и будущего, среди плоского застоя», «Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру». В «Апологии сумасшедшего» (1837) П.Я. Чаадаев несколько смягчает свою точку зрения и делает вывод, что Россия способна подключиться к общечеловеческому прогрессу, если поймет свои особенности и свою особую роль в силу особенностей географических факторов. При этом он формулирует мысль, ставшую одной из главных в последующих социально-философских размышлениях (в том числе, евразийских): «У меня есть убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, которые занимают человечество». На основе программных формулировок П. Я.Чаадаева в последующем славянофилы и западники сформулировали различные модели социального развития России.
  Идеи славянофильства (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.): соборность как принцип организации и идеал социальной жизни, в которой личное и общественное соединены; отрицание государственности и элементы анархизма; особая роль духовной (в первую очередь, религиозной) жизни; самобытность культурных типов и т.д. Идеи западничества (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Г.Н. Грановский, Н.Г.Чернышевский и др.): единство мировой истории; принадлежность России к западной цивилизации; революционный прогрессизм и концепция социальных конфликтов и т.д.
  Основоположниками российской социологии считаются: Н.И. Кареев, М.М.Ковалевский, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Г.В. Плеханов, С.Н.Южаков и др. Постепенно сложился ряд школ и направлений в российской социологии: натуралистическая социология (Н.Я. Данилевский, Л.И. Мечников, А.И. Стронин и др.), психологическое направление (Н.И.Кареев, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Е.В. Де-Роберти и др.), исторический материализм (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин) и др. Процесс институционализации (становления) российской социологии можно проследить с помощью следующих социологических параметров:
  1. Динамика научных публикаций, рост количества публикаций (статьи, брошюры, книги): 1861-1870 гг. - 141, 1871-1880 гг. - 153, 1881-1890 гг. - 158, 1891-1900 гг. - 380, 1901-1910 гг. - 1183.
  2. Статус социологии в массовом сознании: исследования читательских вкусов, проведенные среди столичной молодежи в С.-Петербурге в 1902 г., показали, что при ответе на вопрос «Какая наука Вас больше всего интересует и почему?» - из 933 человек: 321 - отдали предпочтение естественным наукам, а 450 - общественным наукам (философии - 152, социологии - 129, истории - 103, психологии - 56).
  3. Социология в системе образования: с 1870-х гг. в ряде вузов России читается необязательный спецкурс по социологии (однако все ходатайства учебных заведений об открытии кафедр или факультетов по социологии заканчиваются отказом со стороны Министерства просвещения). В 1901­1906 гг. функционирует Русская высшая школа общественных наук по модели социологических факультетов в Западной Европе. В 1919 г. Социо- библиографический институт преобразован в Социологический институт. С 1920 г. в Петроградском государственном университете функционирует первый факультет общественных наук с социологической кафедрой во главе с П. А. Сорокиным (в качестве отдельного предмета в вузах страны социология введена лишь в 1990-е гг.).
  4. Возникновение специализированных социологических научных организаций: 1916 г. - учреждение «Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского».
  В России всегда теоретические достижения социологической мысли были связаны с практическими запросами и являлись своеобразным ответом на вопрос: «Что считать наиболее важным для блага народа?» Как и на Западе, социология в России возникает в контексте позитивистских идей О. Конта. Складываются два течения - субъективизм и объективизм. Наиболее влиятельным направлением в русской социологии стала так называемая «субъективная школа», которую часто называют «русской» школой в социологии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков).
  П. Л. Лавров (1823-1900) в своих знаменитых «Исторических письмах» (1870) рассматривает общественное развитие как переработку традиционных, склонных к застою общественных форм (культуры), - в цивилизацию, которая характеризуется гибкими и динамичными структурами и отношениями. Цивилизация предстает как сознательное историческое движение, осуществляемое «критической мыслью». А поскольку мысль реально проявляется только через действия личности, постольку главной движущей силой общественного развития провозглашаются «критически мыслящие личности» (передовая интеллигенция). Личность является не только главной движущей силой общества, но и мерилом общественного прогресса. Идеалом общественного развития становятся такие отношения, которые создают предпосылки для всестороннего развития личности.
  Социология не отделима от этики (субъективную школу часто называют этико-субъективной школой). Социология не может познавать только «объективно». Исторические явления неповторимы, поэтому их невозможно «объективно» измерить. Истина должна поверяться критериями необходимости, возможности и желательности. Отсюда выводится необходимость субъективного метода в социологии: «Волей или неволей приходится прилагать к процессу истории субъективную оценку, т.е. усвоив тот или иной нравственный идеал, расположить все факты истории в перспективе, по которой они содействовали или противодействовали этому идеалу, и на первый план истории выставить по важности те факты, в которых это содействие или противодействие выразилось с наибольшей яркостью».
  П. Л. Лавров определяет социологию как «науку о солидарности». Под солидарностью он понимал «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным», «что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Прогресс рассматривается как процесс развития в человеке сознания и воплощения истины и справедливости путем работы критической мысли личностей над совместной им культурой. Смысл прогресса состоит в увеличении солидарности. Эгоизм и диктат социальной группы рассматриваются как патологические проявления жизни.
  Н.К. Михайловский (1842-1904). Социология имеет иной предмет исследования, нежели естествознание, поэтому для нее необходимы иные методы исследования, чем принятые в естествознании. Так, объект в естествознании объективен по своей природе, методы также объективны, а результат познания истинен и общепризнан. Здесь господствует «правда- истина». В социологии же объект субъективирован, так как в общественной жизни присутствует сознание, намерения, бессознательное, цели, ценности. Значит, для социологии требуются другие методы, а в результате исследования получается более сложный феномен («правда- справедливость»). Истина не есть воспроизведение объективных свойств вещей самих по себе, она существует для человека и удовлетворяет его познавательную способность. Отсюда вытекает, что социология должна ориентироваться на определенный социальный идеал общества.
  Итак, «субъективный метод», необходимый для социологии, не просто вскрывает причины и необходимость исследуемого процесса, но также призван оценить исследуемый предмет с точки зрения его идеала.
  Н.К.Михайловский пишет: «Мы не можем общественные явления оценивать иначе, как субъективно», т.е. через идеал справедливости. Конечно, в социологии применимы и объективные методы, однако «высший контроль должен принадлежать субъективному методу», так как социология исследует общественные отношения с позиции сознательно выбранного идеала. Тезис Г. Спенсера об обязательной объективности методов в общественных науках, по Н.К. Михайловскому, нереализуем, так как социальное познание принципиально предвзято. Например, социолог, сливаясь с чужой жизнью («наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого»), перестает быть беспристрастным наблюдателем.
  Итак, социальное знание тесно связывается с нравственной оценкой, с интересами и идеалами познающей личности. Истина существует для человека, а не отдельно от человека, и в этом ее главный критерий. Субъективный метод в социологии, с одной стороны, направлен на возможно более полный учет многообразных помыслов людей, с другой - на поиск оптимальных «форм солидарности между людьми», т.е. такого социального порядка, при котором все люди могут свободно действовать и развиваться. При этом суть прогресса, по Н.К. Михайловскому, состоит в приближении истории к личности, которая должна жить полной и всесторонней жизнью. Личность никогда не должна приноситься в жертву. Если общество прогрессирует, а личность регрессирует, то это не прогресс. Провозглашается право человека на суд над историей.
  М.М. Ковалевский (1851-1916) видел задачу социологии в том, чтобы во взаимосвязи объективного и субъективного (экономика и религия, экономика и политика и т.п.) найти четкую эволюционную линию: из каких элементов состоит общество, какой из них является главным на данный момент времени и т.п. Ведущая роль в социологической теории М.М. Ковалевского отводится учению о социальном прогрессе. Сущность прогресса он видел в развитии солидарности между социальными группами. Задача социологии - выявление сущности солидарности, описание и объяснение ее многообразных исторических форм. При этом он призывал активно использовать сравнительно-исторический метод, с помощью которого стремился выявить общее и особенное в социальных явлениях. М.М. Ковалевский верил, что с помощью этого метода через «параллельное изучение фактов и явлений общественной эволюции народов можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни».
  В дальнейшем (на рубеже XIX-XX вв.) на передний план выходит анализ философских предпосылок социологического познания. Ведущей социологической школой в России в этот период становится неокантианство в лице Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, Л.И.Петражицкого, В.М. Хвостова и др.
  Б.А. Кистяковский (1868-1920). Выход из наметившегося кризиса в социальном познании видел в области методологии. Субъективизм, объективизм и релятивизм одинаково заводят социологию в тупик: субъективная школа абсолютизирует произвол исследователя, марксизм идеологизирует науку, прагматизм сводит истину к пользе. Всем им характерно некритическое отношение к естественнонаучным методам, игнорирование специфики социального знания. Если для естествознания достаточно идеи необходимости, то для социологии обязательным является учет этически-должного. В социальном познании следование истине и идее справедливости является одинаково важным: то и другое носит вневременной и внепространственный характер. Общество характеризуется дуализмом - стихийностью общественной жизни (причинностью) и сознательно-целевой деятельностью (нормативизмом, телеологизмом). Нормы («должное») есть автономные формы сознания, которые носят априорный и обязательный для индивидуального сознания характер. Именно нормы являются основой социума и определяют тенденции социальных изменений. Сами нормы функционируют посредством социальных институтов, индивидуальных мотивов и коллективных чувств. Таким образом, специфика общества выводится из психологического взаимодействия индивидов, а главным объектом социологии признается общность чувств, желаний и других проявлений коллективного сознания. Коллективный дух - это фундамент, на котором основывается вся общественная жизнь.
  П.И. Новгородцев (1866-1924). Согласно Э. Дюркгейму, «социальные факты» надо мыслить «как вещи». Согласно П.И. Новгородцеву, это не так. Их надо сопереживать как «ценность», понимать их субъективный смысл. Отсюда основная социологическая проблематика сводится к изучению механизмов нормативной (морально-правовой) регуляции социальных систем. Таким образом, вслед за Б.А. Кистяковским П.И.Новгородцев обосновывает ценность норм (право и т.д.) для общественной жизни. Индивид - единственный источник социальных решений. Культура есть область идеалов, а социум - приближение к этим идеалам. С точки зрения П.И. Новгородцева, мечта о полном торжестве культурного идеала вреднее утопии. Настоящее время является временем кризиса великих утопий (европейского рационализма с его верой в неизбежность прогресса, безусловность справедливых и универсальных способов достижения абстрактной справедливости). Человек шире его политического измерения, поэтому невозможно построить рай на земле (социализм и либерализм одинаково являются отголосками религиозных верований). Отсюда делается вывод, что критерием социального развития надо считать не настоящее (точка зрения либерализма), не будущее (точка зрения марксизма), а вечное - нравственное, априорное (точка зрения неокантианства).
  Социология П.А. Сорокина. П.А. Сорокин (1889-1968) - выдающийся русский социолог, получивший широкое международное признание. В своих работах «Система социологии» (1920), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928), «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), «Общество, культура и личность» (1947) и др. развивал учение об «интегральной» социологии, которая бы охватила все социологические аспекты широко понимаемой культуры.
  В «Системе социологии» П.А. Сорокин рассматривает взаимодействие в качестве простейшей модели любого социального явления. В качестве составных элементов взаимодействия выступают: 1) индивиды, 2) акты (действия), 3) проводники общения (символы интеракции). Причинно­функциональные связи между этими элементами и составляют реальное единство любой социальной системы. Проводниками взаимодействия выступают различные символы (язык, письменность, музыка, искусство, деньги и т.д.). Взаимодействие может быть антагонистическим или солидаристическим, односторонним или двусторонним.
  Большой интерес во всем мире вызвало учение П.А. Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности. П.А. Сорокин впервые обратил серьезное внимание на внутригрупповое социальное расслоение по вертикали. Социальная стратификация - это естественное и социальное расслоение общества, имеющее иерархический характер, устойчиво поддерживаемое институционализацией, и постоянно воспроизводимое и модернизируемое. П.А. Сорокин ввел в социологию понятие «социальная мобильность» и много сделал для разработки этой проблемы. Социальная мобильность - это тоже естественное и нормальное состояние общества. Она подразумевает как социальные перемещения индивидов и групп, так и перемещения социальных объектов (ценностей), т.е. всего того, что создано или модифицировано в человеческой голове. Социальная мобильность - важный показатель общественной жизни. Этот показатель существенно различается на разных ступенях развития общества. Так, высокий уровень вертикальной мобильности выступает как важный критерий открытости и демократичности определенного общества.
  Таким образом, социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической мысли. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. Российская социология была не хуже и не лучше социологии других стран, у нее было собственное лицо и живой научно­теоретический диалог с зарубежной социологией. Например, Н.К. Михайловский раньше Г. Тарда выявил социологическое значение механизма «внушение-подражание». М.И. Туган-Барановский и П.Б.Струве заложили основы теории, которая позднее получила название «культурный лаг», или культурное запаздывание (В. Огборн). Дискретный подход к анализу мировых культур Н.Я. Данилевского повторили затем О.Шпенглер и А. Тойнби. Таким образом, можно говорить об определенном вкладе представителей русской социологии в мировую социологию.

Литература

  Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. - М., 1996.
  Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1992.
  Бочкарева В.И. Становление социологии в России: основные направления ее развития // Социально-политический журнал. 1993. № 1/2. С. 38-44.
  Громов И. А. и др. Социология: XIX-XX вв. Учебное пособие. - СПб., 1997.
  Давыдов Ю.Н. Эволюция теоретической социологии XX века // Социологические исследования. 1995. № 8. С. 53-59.
  Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 1. Методология и история. - М., 2000. - С. 281-372.
  История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. - М.,2001.
  Капитонов Э.А. Социология XX века. - Ростов-на-Дону, 1996.
  Кравченко С.А. и др. Социология: парадигмы и темы: Учебник для вузов. - М., 1998. - Темы 2-10.
  Кукушкина Е.И. Русская социология XIX - начала XX вв. - М., 1993.
  Кухарчук Д.В. Социология: Краткий курс лекций. - М., 2002. - С. 20-46.
  Общая социология. Учебное пособие / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. - М., 2000. С. 51-78.
  Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
  Современная западная социология: Словарь. - М., 1990.
  Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 1998. С. 28-110.
  Социология для технических вузов. - Ростов н/Д., 2001. - С. 33-111.

Контрольные вопросы и проблемные задания

  1. Перечислите этапы развития социологии и дайте краткую характеристику каждого из них.
  2. Раскройте объективные предпосылки и социальные условия возникновения научной социологии.
  3. Опишите достоинства и недостатки каждого из основных направлений в социологии.
  4. Охарактеризуйте особенности развития социологии в России.
  5. Какая из современных социологических теорий наиболее адекватно описывает современный этап в развитии общества?

Тест

  1. Социология как наука возникла:
  а) в XVIII в.
  б) в первой половине XIX в.
  в) во второй половине XIX в.
  2. Автор работы «Курс позитивной философии»:
  а) К. Маркс
  б) О. Конт
  в) М. Вебер
  3. Представителями социал-дарвинистских концепций являются:
  а) Л. Гумплович
  б) З. Фрейд
  в) Ч. Дарвин
  4. Центральным понятием марксистской социологии является:
  а) социальное действие
  б) общественно-экономическая формация
  в) социальный институт
  5. Большой вклад в разработку структурного функционализма внес:
  а) Р. Мертон
  б) Дж. Мид
  в) Дж. Хоманс
  6. Создатель теории социальной стратификации и социальной мобильности:
  а) К. Маркс
  б) П.А. Сорокин
  в) Э. Дюркгейм
  7. Основоположником символического интеракционизма считается:
  а) Т. Парсонс
  б) Дж. Мид
  в) М. Вебер
  8. Автор теории социального обмена:
  а) Р. Мертон
  б) Дж. Мид
  в) Дж. Хоманс
  9. Высказывание: «Общество в целом состоит из тесно связанных друг с другом компонентов; они тесно взаимодействуют друг с другом и в целом поддерживают существование всей системы» относится к следующему направлению в социологии:
  а) конфликтология
  б) символический интеракционизм
  в) функционализм
  10. Представитель «субъективной школы» в русской социологии:
  а) П.Я. Чаадаев
  б) Н.К. Михайловский
  в) П.А. Сорокин

 
© www.txtb.ru