Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3. Социальные революции и социальные реформы. Концепция социального прогресса

  В истории социологии были представлены самые разные механизмы (модели, формы) преобразования общества. Например, Г. Тард сформулировал закон подражания, в соответствии с которым именно «подражание» является основным механизмом социальных трансформаций. Однако наиболее употребляемыми терминами для описания механизмов преобразования общества являются понятия «революция» и «реформа» («эволюция»).
  Революция (от лат. - поворот, переворот) - глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (геологическая революция, промышленная революция, НТР, культурная революция и т.п.). Революция означает перерыв постепенности, качественный скачок в развитии. Революция отличается от эволюции (постепенного развития какого-либо процесса), а также от реформ. Наиболее широко понятие революции применяется для характеристики общественного развития.
  Социальная революция - способ перехода от исторически изжившей себя эпохи к более прогрессивной; коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества. Вопрос о роли революций в общественном развитии является предметом острой идеологической борьбы. Многие представители «социологии революции» утверждают, что революция как форма социального развития неэффективна и бесплодна, связана с колоссальными издержками и во всех отношениях уступает эволюционным формам развития. Представители марксизма, наоборот, называют социальные революции «локомотивом истории». Они настаивают на том, что только в революционные эпохи совершается общественный прогресс. Таким образом, в марксизме всемерно подчеркивается прогрессивная роль социальных революций:
  1) социальные революции разрешают многочисленные противоречия, медленно накапливающиеся в период эволюционного развития, открывают больший простор для прогресса производительных сил и общества в целом;
  2) приводят к революционизирующемуся освобождению сил народа, поднимают народные массы на новую ступень активности и развития;
  3) освобождают личность, стимулируют ее духовное и нравственное развитие, увеличивают степень ее свободы;
  4) отбрасывают устаревшее, сохраняют из старого все прогрессивное, тем самым социальные революции являются прочной основой для успешного поступательного развития общества.
  В реальных процессах развития эволюция и революция одинаково являются необходимыми компонентами и образуют противоречивое единство. При описании социальной революции выделяются две наиболее характерные черты:
  1) социальная революция как перерыв постепенности, как качественный переход к следующей ступени развития, как проявление творчества масс и революционных элит (марксистское учение о социальной революции как качественном скачке при переходе общества на более высокую ступень развития);
  2) социальная революция как быстрые и масштабные преобразования в обществе (здесь революция противопоставляется реформам).
  В социальной жизни к понятиям эволюции и революции добавляется термин «реформа».
  Реформа (от лат. - преобразование) - изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, которая не уничтожает основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения, под реформой подразумевается нововведение любого содержания, однако на практике под реформой обычно понимается прогрессивное преобразование.
  Социальный (общественный) прогресс. Большинство социологических теорий XIX века испытали на себе влияние концепции социального прогресса. Представления о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникли еще в глубокой древности. При этом прогресс противопоставлялся регрессу - в том смысле, что прогрессивное движение характеризуется как переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Были предприняты попытки найти лежащие в основе прогресса законы эволюции. Г. Спенсер и другие сторонники социального дарвинизма рассматривали социальную эволюцию в качестве аналогии биологической эволюции. При этом эволюция трактовалась как однонаправленный переход общества от однородных и простых структур ко все более разнообразным и взаимозависимым. Основными законами развития общества считались дарвиновские «борьба за существование» и «выживание наиболее приспособленных». Эти законы природы уподоблялись законам свободной конкуренции.
  Итак, социальный прогресс означает восхождение к более сложным формам общественной жизни. В применении к обсуждаемой теме это означает нарастание прогрессивных социальных изменений: улучшение условий жизни, развитие науки, техники и образования, появление большего количества прав и свобод и т.д. Однако в отношении многих социальных явлений трудно говорить о прогрессе, так как развитие некоторых феноменов общественной жизни носит нелинейный характер. Например, в рамках искусства, религии и некоторых других социальных явлений высшие образцы развития были созданы уже несколько столетий или даже тысячелетий назад. Вместе с тем, в отношении таких явлений, как техника, технология и т.д. можно вполне однозначно говорить как о постоянно прогрессирующих явлениях. Поэтому о социальном прогрессе говорят как о триединстве нескольких тенденций (прогрессивность, регрессивность, движение по кругу). Все зависит от того, какая из этих тенденций (в применении к конкретному социальному явлению) преобладает.
  Оценка прогрессивности или регрессивности того или иного явления должна основываться на объективных показателях. Отсюда встает вопрос о критериях прогресса. Например, в марксизме в качестве общеисторического критерия прогрессивного развития человечества был взят уровень развития производительных сил и характер производственных отношений. В технократических теориях уровень развития общества измеряется по критерию развития техники и технологий. В ряде других социальных учений в качестве критериев выступают уровень развития мышления человека, нравственности в обществе, религиозности и т.д.
  В социологии для характеристики развития общества используется несколько распространенных понятий.
  Модернизация. Существует несколько определений модернизации: дихотомическое (модернизация как переход от одного состояния общества - традиционного - к другому - индустриальному), историческое (описание процессов, посредством которых осуществляется модернизация: трансформации, революции и т.д.), инструментальное (модернизация как трансформация инструментов и способов освоения и контроля над окружающей природной и социальной средой), ментальное (определение через ментальный сдвиг - особое состояние рассудка, которое характеризуется верой в прогресс, склонностью к экономическому росту, готовностью адаптироваться к изменениям), цивилизационное (цивилизация как modernity, т.е. модернизация как распространение данной цивилизации).
  В качестве элементов модернизации выделяют следующие процессы: индустриализация, урбанизация, бюрократизация, строительство нации, коммерциализация, профессионализация, секуляризация, распространение грамотности и средств массовой информации, рост социальной и профессиональной мобильности и т.д.
  Модернизация выступает прежде всего как индустриализация общества. Исторически возникновение современных обществ тесно связано с зарождением промышленности. Все характеристики, связываемые с понятием современности (модерна), могут быть соотнесены с индустриальным типом общества. Модернизация - это непрерывный и бесконечный процесс. Она может совершаться в течение столетий, а может происходить ускоренно. Так как развитие различных обществ отличается нерегулярностью и неравномерностью, то всегда существуют развитые и отстающие регионы. При модернизации и индустриализации происходит заметная трансформация соответствующих обществ (трансформируются типы и характер входящих в них социальных групп и т.д.). Так, при переходе к буржуазному обществу прежняя сословная организация общества уступила свое место социально-классовой структуре, а ранее - кровнородственные первобытные общины сменились кастами и рабством.
  Бюрократизация - становление иерархической социальной структуры для управления организациями на принципах рациональности, квалификации, эффективности и обезличенности.
  Урбанизация - процесс перемещения сельского населения в города и сопутствующая этому концентрация экономической активности, административных и политических институтов, коммуникационных сетей на урбанизированных территориях. Урбанизация тесно связана со снижением доли аграрного сектора и широким распространением индустрии.
  В истории социологии сложилось несколько типологий исторического развития общества:
  а) двухзвенная: от доцивилизационной к цивилизационной форме общежития;
  б) трехзвенная: аграрное общество - индустриальное общество - постиндустриальное общество;
  в) четырехзвенная: аграрное общество - индустриальное общество - постиндустриальное общество - информационное (сетевое) общество;
  г) пятизвенная (марксистская типология): первобытнообщинное общество - рабовладельческое общество - феодальное общество - буржуазное общество - коммунистическое общество. Пятизвенная типология основывается на учении об общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация - это совокупность производственных отношений, детерминируемых уровнем развития производительных сил и детерминирующих надстроечные явления.

Таблица

  Все эти типологии имеют общую черту - они признают неуклонный и прогрессивный характер развития общества от одной ступени к другой.
  Обычно анализ эволюции обществ начинают с характеристики общества охотников и собирателей, где главную ячейку социальной организации составляли род и семья. Общества охотников и собирателей были невелики (до полусотни человек) и вели кочевой образ жизни, передвигаясь с места на место по мере сокращения запасов пищи на данной территории. Эти общества носили эгалитарный характер, здесь не было социально-классовой стратификации, государства, права и т.д.
  Скотоводческие и огороднические общества возникли около 10-12 тыс. лет назад как два направления прогрессивного развития и преодоления прошлого состояния. Одомашнивание животных и растений можно назвать первой социальной революцией. Начали появляться излишки продовольствия, что позволило социальным группам прийти к общественному разделению труда, которое стимулировало торговлю, а значит, и накопление богатства. Все это явилось предпосылкой возникновения социального неравенства в обществе.
  Аграрные общества появились примерно 5-6 тыс. лет назад, когда произошла вторая социальная революция, связанная с изобретением плуга. Эти общества базировались на экстенсивном земледелии с использованием тягловых животных. Излишки сельскохозяйственной продукции стали настолько большими, что привели к интенсивному росту социального неравенства. Концентрация ресурсов и власти повлекли за собой появление государства и права.
  Иногда аграрное общество называют традиционным, имея в виду общество докапиталистическое, доиндустриальное. По К. Сен-Симону, для такого общества характерны следующие черты: аграрный уклад, малоподвижная социальная структура, традиция как основной способ социальной регуляции и т.д. Традиционные общества в истории имеют разную социально-классовую структуру. Они могут быть малодифференцированными, сословными, классовыми и т. п., но все основываются на сходных отношениях собственности (нет неделимой частной собственности), в них нет свободы личности. Иногда традиционное общество обозначается как доиндустриальное, тогда выстраивается трехчленная модель развития общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество (Д. Белл, А. Турен и др.).
  Индустриальные общества появились в результате третьей социальной революции (промышленной), которая началась с изобретения и применения парового двигателя. Новый источник энергии (1765 г. - первое применение парового двигателя) привел к замене грубой силы человека или животного силой машины. Началась индустриализация и урбанизация. Для индустриального общества характерны такие черты, как развитое промышленное производство, гибкая социальная структура, социальная мобильность, демократия и др.
  Постиндустриальные общества возникают в конце XX в. на базе информационной революции. Новые информационные и телекоммуникационные технологии становятся технологической базой новой структуры производства и услуг. Отрасли сервиса (просвещение, здравоохранение, управление, научные исследования и т.д.) становятся главенствующими по сравнению с сельским хозяйством и промышленным производством.
  Данная типология обществ перекликается с другими типологиями, однако в ней ударение делается на тенденциях развития современного общества. В доиндустриальном обществе господствует сельское хозяйство, церковь и армия. В индустриальном обществе господствует промышленность, фирмы и корпорации. В постиндустриальном обществе главной сферой производства становится производство знания. Здесь в наличии информационная основа общества, новая элита (технократия). Главное место начинают занимать университеты. Собственность как критерий социальной стратификации теряет свое значение и уступает место знанию и образованию. Происходит переход от товаропроизводящей экономики к экономике обслуживающей (превосходство сферы услуг над сферой производства). Например, в царской России сельское хозяйство занимало 97%, а в современной Швеции оно составляет всего 7%. Изменяется социальный состав и социальная структура общества: классовое деление уступает место профессиональной, поколенческой и другим формам стратификации. Вводится планирование и контроль над техническими изменениями. Широко развиваются социальные технологии. Основное социальное противоречие в таких обществах не между трудом и капиталом, а между знанием и некомпетентностью.
  Существует также деление обществ на «закрытые» и «открытые» (классификация К. Поппера). Данное разделение обществ проводится по соотношению социального контроля и свободы индивида. «Закрытое общество» - это догматическое, авторитарное, застывшее общество. «Открытое общество» - это демократическое, плюралистическое, легко изменяющееся общество. Для него характерен индивидуализм и критицизм.

 
© www.txtb.ru