Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.3. Планирование процесса профессионального обучения

  Профессиональная подготовка требует планирования и организации различных курсов форм и методов обучения: групповое, индивидуальное, смешанное, предусматривающее интенсивные методы обучения с использованием блока модулей, с различными вариантами чередования проведения теоретического и практического обучения; организации дополнительных знаний по отдельным пред-метам, вопросам, консультировании с различными сроками обучения, - и, конечно, наличия квалифицированных преподавателей, хорошо оснащенной учебно­производственной базы и отлаженной системы информации населения о проводимых курсах. Назовем основные компоненты системы профессионального образования:
  - профориентационная работа в школе как предварительный этап подготовки к выполнению будущей профессиональной деятельности;
  - начальная профессиональная подготовка в рамках системы профтехобразования по конкурентоспособным профессиям на современном рынке труда;
  - среднее профессиональное образование, полученное на базе сред-них специальных учебных заведений или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования;
  - повышение квалификации или переобучение с возможным получением свидетельства или удостоверения государственного образца в учебных центрах по перспективным специальностям, выявленным на основе мониторинга региональных потребностей в профобразовании;
  - высшее профессиональное образование на базе вузов, а также дополнительное профессиональное образование в учебных центрах (или других образовательных учреждениях) с получением диплома о переподготовке государственного образца.
  Наиболее распространенной и важной с позиций активной политики занятости следует назвать профессиональную подготовку и повышение квалификации безработных и незанятого населения по направлению службы занятости или работодателей. Профессиональное обучение осуществляется на основе классификации профессий, имеющихся в банке вакансий и на рынке образовательных услуг, в зависимости от особенностей предмета (природа, техника, человек, знаковая система, художественный образ) и характера (исполнительский или творческий) труда. Обратимся к ним.
  1. «Человек-природа» - профессии, относящиеся к отраслям сельского и лесного хозяйства, геологии, метео- и гидрологии: овощевод, геолог, лесник, зоолог, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, фермер широкого профиля (исполнительские); физик, химик, цветовод-декоратор (творческие).
  2. «Человек-техника» - профессии, связанные с обработкой, производством и использованием металлов, неметаллических материалов, изделий, полуфабрикатов, с ремонтом и налаживанием механического оборудования, транспортных средств, с переработкой продуктов сельского хозяйства: автоспециалист, бурильщик, каменщик, оператор, швея, шлифовщик (исполнительские); инженер, технолог, контролер (творческие).
  3. «Человек-человек» - профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием: агенты, бармен, медсестра, продавец, социальный работник, экспедитор (исполнительские); врач, менеджер, преподаватель, психолог, референт, юрисконсульт (творческие).
  4. «Человек-знаковая система» - профессии, труд в которых направлен на создание и оформление документов, анализ текстов, чисел, систем условных знаков: дозировщик, кассир, машинистка, печатник, телефонист (исполнительские); бухгалтер, математик, статистик, специалист по маркетингу, экономист (творческие).
  5. «Человек-художественный образ» - профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско- сценической деятельностью: артист, гравер, модельщик, осветитель, парикмахер, портной, фотограф (исполнительские); архитектор, художник (творческие).
  С учетом конъюнктуры рынка труда и специфики различных групп незанятого населения обучение осуществляется, например, в Поволжском межрегиональном учебном центре, по целому ряду профессий, пользующихся спросом на рынке труда либо обеспечивающих самозанятость безработных. Для женщин организуются курсы портных, закройщиц, парикмахеров, продавцов, поваров. Молодежи и выпускникам вузов и средних специальных заведений предоставляется возможность обучиться по перспективным специальностям: секретарь-референт, бухгалтер-оператор АСУ, менеджер, экономист-претензионист, оператор ПВЭМ, специалист по интерьеру и внутренней отделке помещений. Военнослужащие, уволенные в запас, обучаются по профессиям: фермер широкого профиля, мастер по переработке сельскохозяйственного сырья, менеджер - управляющий предприятием и др. С целью обеспечения занятости созданы курсы мастеров по плетению художественных изделий из лозы.
  Организация профессионального обучения на высоком уровне делает актуальной задачу проведения предварительных исследований, результаты которых необходимо учитывать при планировании профессиональной подготовки. Отправными точками для планирования профессиональной подготовки должны стать следующие:
  - выяснение количественных и качественных изменений на рынке труда, номенклатуры перспективных профессий и внедрение полученных результатов в практическую деятельность учебно-курсовой сети служб занятости путем создания банка данных;
  - создание мониторинга региональных потребностей в профподготовке, необходимое для анализа новых, в первую очередь, рыночных профессий, актуальных для решения специфических задач: менеджмент, маркетинг, реклама, страхование, информационные системы и др.;
  - расширение содержания профессиональной деятельности в рамках уже существующих профессий с ориентацией на смежные профессии: менеджер
  - управляющий предприятием, офис-менеджер, бухгалтер-аудитор;
  - выяснение адекватности приобретаемой профессии личностным особенностям, выявление психологической готовности к обучению как активно-действенного состояния личности, соответствующего содержанию решаемой задачи и условием ее выполнения;
  - изменение системы и структуры финансирования обучения безработных и незанятого населения, использование средств от хозрасчетной деятельности и привлечение средств из Фонда занятости;
  - наличие необходимой учебно-производственной экспериментальной базы, кадрового, программного и научно-методического обеспечения планируемой подготовки;
  - выявление эффективности и адресности проведенного профобучения, связанных с востребованностью специалиста по данной профессии на современном рынке труда;
  - изучение опыта деятельности отечественных и зарубежных учебных заведений, центров, производств, фирм по подготовке безработных и незанятого населения;
  - проведение профессионального информирования, а именно: выпуск справочника учебных заведений с указанием видов и сроков подготовки, издание рекламных проспектов со сведениями о различных курсах (его содержание и цели, продолжительность и стоимость обучения, условия приема и др.).
  Одним из важнейших вопросов в работе учебного заведения по профессиональной подготовке безработных при ее планировании является выработка и развитие методов оценки и критериев, при помощи которых можно выяснить, насколько результативны обучение и образовательное учреждение в целом. Это необходимо для повышения эффективности занятий при развивающем обучении. В то же время должны быть разработаны и предложены критерии профессиональной пригодности преподавателей и руководителей. Целесообразно также обращать внимание на распределение ресурсов по направлениям подготовки.
  При комплектовании групп целесообразно давать возможность слушателям высказывать свои мнения о целях и экспектациях по содержанию курса. Это позволит преподавателю более гибко строить учебный процесс с учетом индивидуальных потребностей слушателей. Для оценки курса также целесообразно использовать анкетирование слушателей, результаты которого можно применять при разработке новых курсов и совершенствовании уже имеющихся.
  Преподавателю необходимо учитывать мотивационные установки на обучение. Как правило, позитивно мотивированы те учащиеся, которые пришли на курсы по собственному желанию и хотят решить конкретные практические проблемы, связанные с их профессиональной деятельностью. Несколько иная ситуация складывается со слушателями, направленными на курсы работодателем. Такие слушатели нередко либо не считают обучение необходимым для себя на данном этапе профессиональной карьеры, либо получаемая по окончанию курсов специальность не отвечает их социально­психологическим особенностям. В таких случаях эффективность проведенных курсов как с точки зрения работника, так и работодателя, службы занятости будет минимальной, а затраченные на проведение ресурсы (личностные, материальные, социальные) будут использованы не по назначению. Поэтому особенно важным при планировании подготовки и комплектовании групп является проведение социологических исследований и психологического тестирования с целью оценки потребностей слушателей в профессиональном обучении. В настоящее время для работы с потенциальными слушателями используется более 100 различных тестов. Из них наиболее часто применяются опросники Айзенка, Кэттела, ММРІ, УСК, Томаса, Холланда, шкалы Спилбергера-Ханина и САН, тесты Амтхауэра и Люшера.
  Планирование и открытие каждого курса согласуется с заказчиком. В планировании принимают участие преподаватели всех дисциплин. Открытие курсов, как правило, должно проводиться в сжатые сроки, то есть промежуток времени между поступившим запросом на профессиональное обучение и началом занятий должен быть минимален. Это является одним из условий реализации подготовки (см. Приложение, рис. 7).

 
© www.txtb.ru