Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.3. Особенности профессиональной подготовки предпринимателей малого бизнеса

  Одним из условий повышения качества деятельности предпринимательских структур является обучение персонала. Поддержание знаний персонала на современном уровне является одним из решающих факторов преуспевания фирм. Ни организационные перестройки, ни современные методы или техника управления сами по себе не дадут ожидаемого эффекта, если кадры аппарата управления останутся на недостаточно высоком профессиональном уровне.
  Современные методы ведения производства требуют изменения требований к подготовке кадров, среди которых можно выделить:
  - изменение содержания подготовки, в последнее время приобретающей более сильную ориентацию на человеческие ресурсы, совершенствование не только деловых качеств работника, но и его способностей контактировать с другими людьми;
  - постепенное изменение программ подготовки и повышения квалификации кадров в долгосрочные программы развития персонала, стремящиеся охватить всю трудовую жизнь работника;
  - более частая смена профессий, должностей, рабочих мест, вызванная не столько потребностями общества, сколько стремлением найти удовлетворение в работе;
  - существенное расширение квалификационного профиля: новейшие технологии требуют соединения технических, экономических, психологических знаний и навыков;
  - закрепление полученных теоретических знаний навыками практической работы.
  Предприниматели малого и среднего бизнеса в России в настоящее время занимают особое место, так как в условиях кризиса производства в России крупные предприятия не способны поднять экономику без взаимодействия с малым бизнесом, который может с наименьшими затратами создавать необходимые компоненты для крупных предприятий, выпускающих конечную продукцию. Малые предприятия активно действуют в сферах, где крупные предприятия менее эффективны, например, в сфере услуг, общественного питания, переработки некоторых видов сельскохозяйственной продукции.
  Мировой и отечественный опыт убеждают, что без существования и активной деятельности множества малых предприятий рынок как таковой развиваться не может. Во всех развитых странах в малом бизнесе занято от 70 до 90 % трудоспособного населения. В малый бизнес приходят миллионы новичков, не имеющих социальной подготовки по управлению предприятием и опыта взаимодействия с другими структурами. А в условиях России даже крупному, налаженному производству нелегко выжить, тем более начинающему.
  Для повышения качества работы малого предприятия необходима инфраструктура поддержки малого предпринимательства, элементами которой являются бизнес-школы, консалтинговые фирмы, инвестиционные фонды, а также государственные учреждения занятости, департаменты по поддержке малого бизнеса, фонды поддержки предпринимательства. Банки, лизинговые компании, инновационные центры, общественные и многие другие организации, повседневно взаимодействующие с малыми предприятиями как с клиентами и партнерами, также можно отнести к инфраструктуре обслуживания малого бизнеса.
  До настоящего раздела были изложены основные особенности профподготовки взрослых независимо от рода их деятельности, образования, производственного опыта. Конечно, многие требования к организации, планированию и обучению являются общими для всех предпринимателей и их управленческому персоналу. Необходимость рассмотрения особенностей профессиональной подготовки предпринимателей малого бизнеса обусловлена несколькими основными причинами:
  - неизбежность материальных затрат на приобретение основных фондов, материалов;
  - необходимость самостоятельно организовывать производство, вести учет, определять финансовые затраты;
  - необходимость производить, подбор и расстановку кадров, обеспечивать их зарплатой и определять материальные стимулы;
  - решение вопросов развития производства и реализации продукции;
  - умение вести дело в условиях конкуренции продукции.
  В связи с этим, при подготовке предпринимателей необходимо внимательно отнестись не только к организации учебного процесса, выбору курса, форм и методов обучения, но и, прежде всего, к правильному определению их профессиональной пригодности. Это важно как для государства, которое выдает кредиты предпринимателю на льготной основе, так и для самого предпринимателя, так как при неправильном профессиональном отборе он и государство рискуют тем, что выделенные средства могут быть использованы с малой пользой или это приведет к банкротству фирмы. Следовательно, не будут достигнуты основные цели - создание дополнительных рабочих мест, выпуск новой продукции, уменьшение или устранение дисбаланса между спросом и предложением, в товарах и услугах.
  Малый бизнес, или малое предпринимательство, за рубежом представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих, в основном, на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
  Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя лицо любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала - в значительной мере определяет уровень научно­технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулируется основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
  Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Владельцы малого предприятия, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны, представителей малого предпринимательства отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Все изложенное и определяет общественное поведение представителей малого предпринимательства, основанное на прямой зависимости от местных и национальных интересов.
  Малое предпринимательство - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малого предпринимательства на изменение условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако характерное для малого предпринимательства совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, могут привести к самоэксплуатации и сверхурочным работам.
  Малые предприятия способствуют преодолению монополизма в экономике, развитию конкуренции, внедрению достижений науки и техники в производство. Для этих предприятий характерен короткий инвестиционный цикл. Важнейшими особенностями малого предпринимательства являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой малого предпринимательства является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Например, в США количество внедренных новшеств на одного работающего в секторе малого предпринимательства в два раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Эти качества при массовом развитии сектора малого предпринимательства дают возможность совершить энергичный рывок в социально-экономическом развитии и позволяют накопить в короткий период средства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны, что великолепно подтверждается опытом Г ермании, Японии, Южной Кореи, Китая, Испании и других стран.
  Малый бизнес в экономически развитых странах реализуется в небольших фирмах, которые представляют фундамент их экономики. Так в США ежегодно создается около 700 тыс. фирм, они дают значительное количество новых рабочих мест. Как показали исследования, в Японии почти половина трудящихся занята в фирмах с числом работников до 19 человек. Согласно опросу 67 % владельцев небольших компаний Великобритании главным достоинством ведения собственного дела назвали возможность быть независимыми и получать удовольствие от работы, и лишь 8 % отдали приоритеты возможности обогатиться.
  Известный предприниматель США Генри Форд советует не ставить на первый план финансовый успех. Преобладающая забота о деньгах влечет за собой боязнь неудачи. Эта боязнь тормозит дело, вызывает страх перед конкурентами, заставляет страшиться каждого шага, вносящего новшество. В конечном счете, путь к успеху открыт тому, кто прежде всего думает об упорном труде, о наилучшем исполнении своей работы. Основным принципом, определяющим суть рыночной экономики, является свободное предпринимательство. Его развитие становится решающим условием перехода экономики России к рыночным отношениям.
  Подготовка предпринимателей малого бизнеса, в том числе из безработных и незанятого населения, - важнейшее направление в создании дополнительных рабочих мест. К сожалению нежелание учиться, получать новые профессии у населения достаточно высоко. В связи с ростом безработицы, а также увеличением незанятого населения за счет частичной или скрытой безработицы, которая в 5-6 раз выше официально зарегистрированной безработицы, увеличилось число желающих получить новые профессии для улучшения собственного благосостояния.
  Меры но осуществлению государственной политики в области подготовки кадров для рыночной экономики предусмотрены Постановлением Правительства РФ № 1137 от 04.11.93 г. «Об организации работы в области подготовки кадров для рыночной экономики». Для реализации этой государственной программы уже сегодня службами занятости, учебными заведениями, ориентированными на подготовку кадров в рыночных условиях, созданы инфраструктура и учебно-материальная база для подготовки предпринимателей.
  Например, в Самарской области создан учебный центр бизнес- образования. Ведется подготовка предпринимателей для Нижегородской области на базе Межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки кадров, в Саратовской области - на базе Поволжского межрегионального учебного центра на факультете подготовки кадров, в центре подготовки фермеров, в областном бизнес-центре, а также в учебных заведениях других регионов. Рассматривая вопрос внедрения эффективных образовательных технологий, нельзя не остановиться на реализации Программы по компоненту «Профессиональная подготовка», в рамках которой Поволжский межрегиональный учебный центр является модельным центром по профилю переработки сельхозпродукции в условиях фермерских хозяйств, малых и средних предприятий.
  Решение проблемы занятости населения, проживающего в сельской местности, неразрывно связано с реализацией аграрной реформы в России, развитием многоукладной экономики, формированием и становлением крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских предпринимателей. Первый этап реформы привел к высвобождению большого количества работников ранее занятых на государственных предприятиях и в колхозах. Эти люди не всегда могут использовать появившиеся возможности и проявить самостоятельность, инициативу, предприимчивость, реализовать права собственности на средства производства полученные ими в результате приватизации и акционирования предприятий. Одной из причин медленного внедрения новых форм организации производства в сельском хозяйстве является отсутствие у многих работников необходимых знаний и опыта ведения дела в индивидуальных, кооперативных хозяйствах, товариществах, ассоциациях, акционерных обществах, малых и средних предприятиях. Формальное превращение бывшего члена коллектива государственного предприятия в самостоятельного субъекта хозяйствования еще не означает, что он постиг науку и практику предпринимательства. В крупных городах адаптационные процессы происходят быстрее по причине большей концентрации информационных источников, интеллекта, общения, коммуникаций, инфраструктуры.
  Руководство и специалисты Поволжского межрегионального учебного центра еще на начальном этапе реформ смогли оценить важность решения проблем занятости в сельской местности, обеспечения населения качественными недорогими продуктами питания отечественного производства, как составной части государственной программы укрепления производственной независимости России. Коллективом учебного центра была проведена большая организационная работа. Совместно с ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств Саратовской области и Областным управлением занятости. В 1992 году был создан центр подготовки фермеров. Заложена основа модельных учебно-показательных объектов высокоэффективного хозяйствования и внедрения новейших технологий: учебно-фермерского хозяйства площадью 632 га с пасекой и плодовым садом, мини-цехов по переработке сельхозпродукции.
  Установлено восемь малотоннажных учебных технологических линий по переработке проса, гречихи, подсолнечника, мяса, изготовлению хлебобулочных и макаронных изделий, открыт учебный магазин- лаборатория, учебная столовая, учебные мастерские по выделке кож, пошиву меховых изделий, плетению из лозы. В настоящее время центр подготовки фермеров успешно развивается. Районные фермерские ассоциации и управление сельского хозяйства регулярно направляют кадры на обучение и повышение квалификации. Разработаны и успешно применяются учебные планы и программы по восемнадцати специальностям, включающим производство, переработку, реализацию сельскохозяйственной продукции, агробизнес, управление производством. Обучение ведется по стандартам Евросоюза совместно с консорциумом AFPA-ORT-AMU, занятия проводят преподаватели Евросоюза и США, профессора и доценты сельскохозяйственных вузов, научные сотрудники НИИ, специалисты- производственники.
  Создана уникальная учебная база, не имеющая аналогов в Поволжье. В селе Долгий Буерак Саратовского района организовано учебное фермерское хозяйство (634 га пашни), освоен шестипольный зернопаровой севооборот, выращивается озимая и яровая пшеница, просо, гречиха, подсолнечник, высажено 5 га плодового сада, строится пруд и орошаемый участок, построен ангар и учебно-лабораторный корпус с благоустроенным общежитием площадью 1 000 м2. Приобретено два трактора, зерноуборочный комбайн, другая необходимая сельскохозяйственная техника. Производятся пшено, гречневая крупа, подсолнечное масло, колбасные, макаронные и хлебобулочные изделия. В соответствии с проектом Всемирного Банка поставлено оборудование по переработке сельхозпродукции на сумму 950 тыс. долларов США. Заключен договор с Поволжским НИИ животноводства н биотехнологии на проектирование молочно-товарной фермы на 200 голов с цехом переработки молока и фермерской усадьбой. Учебная база Центра используется сельскохозяйственными вузами Саратова для обучения студентов и проведения научных исследований. Для фермеров организован консультативный и сервисный отдел, куда они могут обращаться за помощью.
  В соответствии с договором с Международным банком реконструкции и развития завершается строительство учебно-производственных корпусов для размещения совместных технологических линий по переработке сельхозпродукции. В результате создана учебно-производственная база, обеспечивающая обучение по специальностям полного сельскохозяйственного цикла - от выращивания продукции до ее переработки, реализации, общественного питания, изготовления товаров широкого потребления и народных промыслов. Учебный центр располагает видеостудией, спутниковой системой телеприема, шестью компьютерными классами, в том числе двумя мультимедийными, полученными по программе Международного банка и подключенными к телекоммуникационной сети RELCOM - INTERNET, что позволяет создать базу данных по крестьянским (фермерским) хозяйствам Саратовской области и Поволжья, собрать банк информации по отечественному и зарубежному малотоннажному оборудованию, разрабатывать учебные программы по сельскохозяйственным специальностям.
  Программы обучения содержат, наряду со специальными технологическими дисциплинами, финансово-экономические и правовые. Предусмотрено изучение компьютера и возможностей его применения в условиях фермерского хозяйства.
  Созданы учебные мультимедийные видеофильмы, интегрированные с обучающими мультимедийными программами по темам:
  - качество хлебобулочных изделий и сертификация мини-пекарен;
  - сырье для производства хлебобулочных и макаронных изделий;
  - технологическое оборудование мини-пекарен;
  - выпечка хлеба в мини-пекарнях;
  - переработка молока и выпуск молочной продукции.
  Переведены и использованы в учебном процессе английские учебные фильмы о производстве и переработке зерна, выпечке хлеба, переработке молока, изготовлению сыра в Новой Зеландии, о системе анализа риска в пищевом производстве - НАББР.
  Разрабатываются учебные мультимедийные курсы по проблемам:
  - гигиена и качество сельхозпродукции;
  - внедрение современных агротехнологий;
  - защита растений от вредителей и болезней;
  - использование электронной почты для фермера с учетом специфики телекоммуникационных линий Поволжского региона.
  Запланировано создание фермерской информационно-обучающей телекоммуникационной сети на основе создаваемых баз данных, соединяющей районные фермерские ассоциации, а в перспективе - и отдельных фермеров, с учебным центром и исполнительной дирекцией областной ассоциации фермерских хозяйств «Возрождение».
  При открытии курсов для предпринимателей необходимо учитывать два критерия: обладание потенциальными факторами для открытия своего дела и степень осведомленности о сути рыночной экономики и предпринимательства. Для получения достаточно объективной информации о потенциальных кандидатах необходимо проведение собеседования с руководителем программы, обсуждение данных анкетирования, результаты тестирования. При собеседовании необходимо рассмотреть не только возможности открытия собственного дела, имеющуюся у клиента подготовку, но и уже имеющийся задел, установленные связи, виды планируемых услуг, а также, по возможности, предоставить клиенту необходимые данные (анализ) обстановки рынка труда на территории и рынках России.
  Тестирование предполагает выяснение степени осведомленности предпринимателя в вопросах рыночной экономики, предпринимательства и менеджмента, готовности принять правильное решение по предложенному варианту в конкретной ситуации. В Поволжском межрегиональном учебном центре используется следующая схема отбора предпринимателей для обучения: для безработных, стоящих на учете в городских и районных центрах занятости населения и на биржах труда, в выпусках газеты «Трудинформ», информационных листках и других средствах массовой информации регулярно сообщается о сроках обучения на курсах подготовки предпринимателей малого бизнеса, об условиях обучения и об учебной программе.
  Районные центры занятости населения и биржи труда направляют кандидатов на предварительный отбор, где кандидаты проходят тестирование и заполняют анкеты предпринимателя, затем проходят собеседование с работником областного бизнес-центра, в которое входит обсуждение результатов тестирования, данных анкетированная и представленной бизнес-идеи. По результатам собеседования отбираются кандидаты в слушатели курса подготовки предпринимателей малого бизнеса. По результатам анкетирования, собеседования и тестирования необходимо зачислять в группу только тех, у кого сформировалась потребность и убеждение в необходимости заниматься предпринимательством. Тестирование, собеседование и защита бизнес-идеи проводятся для получения достаточно объективной информации о потенциальных кандидатах.
  Поволжский межрегиональный учебный центр сотрудничает со всеми сельскохозяйственными научно-исследовательскими организациями, высшими и среднеспециальными учебными заведениями города Саратова, устанавливает контакты с фермерскими ассоциациями Поволжья. Работа центра открывает реальные перспективы решения проблем обучения, повышения квалификаций и переподготовки сельских жителей и работников малых и средних предприятий, базирующихся в городах, получение ими специальностей, необходимых на рынке труда и обеспечивающих гарантированную занятость в условиях развития аграрной реформы. Накопленный опыт в Поволжском межрегиональном учебном центре будет способствовать широкому внедрению в Поволжье и других регионах России компьютерных мультимедийных методик, интенсивных тех-нологий обучения специальностям, связанным с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, созданию высокорентабельных производств и дополнительных рабочих мест.

 
© www.txtb.ru