Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2. Типология партий и партийных систем

  Многообразие исторических и социокультурных условий разных стран привело к возникновению партийных структур, отличающихся друг от друга строением, функциями и характером деятельности.
  В основу классификации партий могут быть положены различные критерии: социальная база, идеологический облик, место в политическом спектре, отношение к другим элементам политической системы, принципы организации и т.д.
  Исходя из природы социальной базы можно выделить партии, представляющие интересы: отдельных классов (например, буржуазные, крестьянские, рабочие и т.д.); отдельных слоев и групп (например, интеллигенции, мелкой буржуазии, женщин, пожилых людей); этнических групп.
  В зависимости от отношения к идеологии партии разделяют на прагматические и доктринальные.
  Прагматические партии опираются в большей степени на программу или лидера, а не на идеологии и принципы. К этому типу принадлежат все ведущие партии США, Великобритании, Канады и других стран. Доктринальные партии в своей деятельности исходят из определенной идеологии, скажем социалистической, религиозной или националистической.
  С идеологическим основанием связано понятие «политической семьи», введенное французским политологом М.Дюверже. Им обозначены крупнейшие партийные течения - либералов, консерваторов, христиан, социалистов, коммунистов, фашистов.
  По идеологическому признаку партии можно разделить на: консервативные, стремящиеся сохранить общественный строй, допуская при этом незначительные изменения; реформистские, ориентирующиеся на значительные преобразования существующего строя при сохранении его основ; революционные, отвергающие существующий строй и ставящие своей целью его замену; реакционные, ориентирующиеся на частичный или полный возврат к прежнему строю.
  По шкале политического спектра партии размещаются справа налево. Правыми в политологии называют тех, кто отстаивает сильное государство, охраняющее частную собственность. Левыми называют тех, кто ориентирован на общественную собственность, выступает за социальное равенство, претендует на роль выразителя интересов трудящихся. Обычно это коммунистические рабочие партии.
  По отношению к другим элементам политической системы партии разделяются на демократические, тоталитарные и авторитарные.
  Демократические партии характеризуются толерантностью по отношению к другим партиям и организациям, готовностью к конкуренции в рамках плюрализма.
  В отличие от них, тоталитарные партии стремятся к абсолютному подчинению других политических институтов, в том числе государственных органов. Для них характерна жесткая регламентация членства, отсутствие фракций, первостепенное значение идеологического фактора.
  Авторитарные партии действуют, как правило, в развивающихся странах и возникают из модернизаторских или национальных движений, противостоящих колониальному правлению. Используют преимущественно силовые методы, ограничивающие политические свободы.
  В зависимости от отношения к режиму партии подразделяются на правящие и оппозиционные. Последние, в свою очередь, можно разделить на: легальные, то есть зарегистрированные государством; полулегальные, то есть не зарегистрированные государством; нелегальные, то есть действующие в условиях конспирации и подполья. Обычно среди нелегальных - революционные или радикально-националистические партии, ставящие своей целью насильственное свержение существующего строя.
  Классическая типология партии, разработанная М.Дюверже, делит их по организационному принципу на кадровые и массовые.
  Кадровые партии возникли в процессе эволюции с середины XIX века из электоральных комитетов и парламентских групп. Они немногочисленны по своему составу и состоят из профессиональных политиков, опирающихся на финансовую поддержку привилегированных слоев общества. Отличаются свободным членством и функционируют исключительно для обслуживания выборов, получения максимального числа мандатов с целью формирования правительства и проведения своей политики через законодательную и исполнительную власть.
  Примерами таких парий являются Республиканская и Демократическая партии США, Консервативная партия Великобритании.
  Массовые партии представляют собой централизованные образования с жесткой организацией и уставным членством. Возникли позже кадровых в связи с распространением избирательного права, во многом на волне рабочего движения. Отличаются строгой дисциплиной, преобладанием идеологической и воспитательной форм деятельности, почитанием вождей. Чаще всего формируются снизу - на основе профсоюзных, кооперативных и иных общественных движений, артикулирующих интересы определенных слоев, профессиональных групп, сторонников тех или иных идей. Ориентируются на вовлечение в свои ряды максимально большого числа членов, финансируются за счет членских взносов.
  Наряду с упомянутыми существуют и другие классификации партий.
  По способу связи партии с ее парламентской фракцией выделяются мягкие и жесткие. Первые (например, Республиканская и Демократическая партии США) не требуют от депутатов обязательного выполнения партийных директив, в том числе при голосовании. Вторые предписывают своим парламентариям обязательное голосование (левые партии, Консервативная партия Великобритании, германский ХДС и др.).
  По характеру политических действий можно выделить умеренные, радикальные и экстремистские партии.
  Есть партии с индивидуальным и коллективным членством, когда прием в партию осуществляется опосредованно через другие организации, прежде всего профсоюзы. Пример - Лейбористская партия Великобритании.
  Партии могут быть харизматическими, объединившимися вокруг той или иной популярной фигуры и действующими как группы его поддержки (например, «партия Жириновского»). Они могут быть и так называемыми гротескными, видящими смысл своей деятельности в выражении самобытных пристрастий той или иной группы граждан (например, «партия любителей пива»). Гротескные партии не претендуют на власть, но весьма настойчиво выражают специфический круг интересов.
  К восьмидесятым годам относится появление новых партий - «движенческого» типа. Обычно они берут за образец организационную структуру и деятельность общественных движений. Так, партия «зеленых» (ФРГ), возникшая на базе экологического движения, отличается полной открытостью внутрипартийной жизни, минимумом профессионального аппарата, отсутствием постоянного партийного лидера и традиционно оформленного членства.
  Взаимодействующие друг с другом партии и принципы отношений между ними определяются понятием «партийная система». Партийные системы структурируют социальные интересы, дают им возможность выразиться на местном и национальном уровнях, в частности через механизм выборов. Они являются составной частью политической системы, важным механизмом осуществления власти.
  Развитая, устоявшаяся партийная система, выработавшая эффективные нормы регуляции отношений с государственной властью,- гарантия стабильности общества, его способности решать возникающие проблемы и преодолевать кризисы.
  Партийные системы принято классифицировать по качественным характеристикам и по количественному составу.
  В зависимости от характера режима можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных системах. В соответствии с господствующими в государстве социальными ценностями выделяют социалистические и буржуазные партийные системы, С учетом характера отношений между партиями и государством различают конкурентные и неконкурентные партийные системы.
  Среди критериев типологизации партийных систем наиболее распространенным является количественный критерий. В капитальном труде «Партии и партийные системы» итальянский политолог Дж.Сартори предлагает семиступенчатую классификацию: система с одной партией, система с партией- гегемоном, система с доминирующей партией, двухпартийная система, система ограниченного плюрализма, система крайнего плюрализма и атомизированная система. По существу, речь идет о разных типах однопартийности и многопартийности.
  Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. Создание других партий запрещено законом. В такой системе партия срастается с государством. Основные политические решения принимаются высшими партийными руководителями, роль государственных деятелей в основном исполнительская.
  Опыт функционирования однопартийных систем в XX веке показал их неэффективность и антидемократичность. Монополизация властных функций одной партией неизбежно ведет к волюнтаризму и преобладанию командных методов управления, в конечном счете - к отчуждению граждан от политики.
  Однопартийные системы существовали при тоталитарном режиме в СССР и нацистской Германии, в Албании, Румынии. В настоящее время они существуют в КНДР и на Кубе.
  Система с партией, осуществляющей гегемонию по отношению к другим партиям, существует в настоящее время в Китае, до недавнего времени была в большинстве стран Восточной Европы.
  «Квазимногопартийность» также порождает тенденцию к сращиванию партийного и государственного аппарата, хотя и не в такой степени, как при однопартийности. Являясь вариантом однопартийности, такая система не предоставляет достаточных возможностей для выражения различных идей и интересов, что приводит к ее кризису.
  Система с доминирующей партией характеризуется длительным пребыванием у власти одной партии при наличии малоэффективной оппозиции. До начала девяностых годов такими были Либерально-демократическая партия Японии и Индийский национальный конгресс. В Швеции доминирующей партией является социал-демократическая. Система доминации позволяет сформировать стабильное однопартийное правительство, но несет опасность косности и застоя для правящей партии.
  Двухпартийная система (бипартизм) предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению в результате выборов. Эти партии периодически сменяют друг друга у власти.
  Бипартизм не исключает существования в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но не в состоянии реально претендовать на власть.
  Классическая модель двухпартийной системы сложилась в США, где периодически сменяют друг друга у кормила государственной власти Демократическая и Республиканская партии. В Великобритании борьбу за власть ведут консерваторы и лейбористы.
  Классификацию Дж.Сартори целесообразно дополнить системой «двух партий с половиной». Для нее также характерна конкуренция двух крупных партий, но ни одна из них не может получить абсолютное большинство на выборах в парламент и для формирования правительства должна войти в коалицию с третьей партией. Эта партия играет роль баланса для обеспечения перевеса одной из ведущих партий. Такая система существует в Германии, где ведущие партии ХДС/ХСС и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) в течение нескольких десятилетий могли сформировать правительство, только вступив в блок со Свободными демократами (СвДПГ). Подобная система существует также в Канаде, Австралии, где «третьи» партии располагают возможностью выступать в качестве регулятора власти.
  Бипартизм позволяет обеспечить относительную стабильность власти, так как создает однопартийное правительство, свободное от неустойчивости коалиционных соглашений. Оппозиционные партии действуют здесь в русле одних и тех же базовых ценностей.
  Двухпартийная система упрощает процесс артикуляции и агрегации интересов, поскольку каждая из соперничающих партий стремится обобщить требования различных социальных групп с целью максимального расширения своей электоральной базы. Вместе с тем двухпартийность подвергается критике за то, что отстраняет от участия в принятии решений мелкие партии, выражающие требования меньшинства.
  Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма является конкуренция нескольких, политических партий, каждая из которых не в состояний завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять политическую власть. Как правило, при таких системах остро стоит проблема поиска союзников и партнеров с целью создания коалиций. В условиях умеренного плюрализма идеологические различия между партиями невелики. Система умеренного плюрализма существует в таких странах, как Австрия, Бельгия, Нидерланды, где конкурируют три-четыре партии.
  Система крайнего (поляризованного) плюрализма существует в таких странах, как Франция и Италия. Она имеет ряд признаков.
  Во-первых, она включает партии, выступающие против существующей системы. Эти партии придерживаются полярно противоположных идеологий - троцкизма, анархизма, фашизма и прочих.
  Во-вторых, функционирует несколько политических партий, объединенных в два или более крупных блока. Эти блоки способствуют консолидации политических сил, преодолению дробности политического процесса. Так, например, во Франции противостоят друг другу блок левых сил, возглавляемый социалистической партией, и блок правых сил во главе с Объединением в поддержку Республики (ОПР).
  В-третьих, доступ к формированию правительства возможен только для партий центра - правого и левого. Крайние же партии, выступающие против существующей системы, не могут принять участие в правительстве.
  Наконец, для атомизированной партийной системы с рассредоточением политического влияния и ролей характерно существование десятков и даже сотен партий (Малайзия, Боливия).
  Опыт показывает, что оптимальной формой и одновременно условием демократического развития выступает многопартийность. Она имеет объективную основу в виде социально-экономической неоднородности общества, позволяет проявлять альтернативность мышления и действия.
  Тема многопартийности и идеологического плюрализма приобретает особую актуальность применительно к России, пережившей безраздельное господство Коммунистической партии. Статья 13 Конституции РФ закрепляет многопартийность, провозглашает политическое и идеологическое многообразие, запрещая превращение любой идеологии в государственную или обязательную.
  Ученые и практики расходятся в оценках предпочтительности вариантов многопартийности. Упоминавшийся Дж.Сартори считает, что появление пяти и более партий создает «крайнюю многопартийность», опасную для самого существования государства.
  Единого стандарта в оценках эффективности партийных систем, видимо, быть не может. Важнейшими основаниями для сопоставления их деятельности являются восприимчивость к социальным запросам и нуждам населения, способность трансформировать их во властно значимые решения, возможность обеспечить демократический контроль населения за деятельностью элит.
  Характер и особенности партийных систем обусловлены множеством факторов - социальной структурой, расстановкой социально-классовых сил, уровнем политического сознания и культуры, национальным составом, религиозной ситуацией, действующим законодательством.
  Чаще всего наибольшую роль в формировании партийных систем играют характер социальной структуры общества, действующее законодательство (прежде всего избирательные законы), социокультурные традиции. Так, в странах, где нет значительных крестьянских слоев, как правило, не возникают аграрные партии. Если социальная структура пронизана противоборством тех или иных классов и слоев, то и партийная система будет носить конфликтный характер. Если социальные группы ориентируются на единую систему ценностей, то и партийной системе будут свойственны более мягкие формы отношений между партиями.
  Законы могут влиять на характер партийной системы, ограничивая деятельность тех или иных партий, препятствуя оппозиционным партиям в допуске к выборам, санкционируя насильственные действия по отношению к нелегальным партийным структурам. Там, где действуют избирательные системы мажоритарного типа, в рамках которых победитель определяется по большинству полученных голосов, как правило, формируются двухпартийные системы или системы с доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, дают шансы на представительство в органах власти большему числу партий, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий.
  В обществах с множеством экономических укладов, разнообразием культур и языков, многочисленными институтами и каналами артикуляции социальных, национальных, религиозных и прочих интересов, как правило, больше предпосылок для создания многопартийных систем.
  Партийно-парламентский механизм в странах Запада достиг большой гибкости и отлаженности, но в последние десятилетия обнаружились его слабые стороны. Партии, особенно массовые, стали громоздкими, возник слой партийных функционеров, обособленный от рядовых членов.
  Партийно-парламентская политика все чаще оценивается общественным мнением как сфера, оторванная от жизни, со своим условным языком и стандартами, интригами и не всегда оправданными претензиями выступать от имени избирателей. Если когда-то неискушенный в политике человек воспринимал как должное стремление партий формулировать его нужды и объяснять, кого и для чего следует поддерживать, то современный гражданин обладает достаточно широким кругозором и стремится сам разобраться во всем.
  Рост масштабов государственного финансирования партий большинства западных стран ослабляет их зависимость от материальных ресурсов гражданского общества. Это обстоятельство ставит под сомнение общественный статус партий, способствует распространению представлений о них как элементе государственного механизма, орудии власти узких групп населения.
  В результате партии все больше теряют поддержку общественного мнения, сокращается число их приверженцев, прогрессирует неучастие в выборах. В то же время успех нередко сопутствует независимым кандидатам и партиям «новой волны». Эти партии по своему строению и организационным принципам ориентированы на социальные движения, получившие широкое распространение в последние десятилетия,- экологическое, женское, коммунитаристское, потребительское и другие.
  Именно массовые социальные движения рассматриваются значительной частью населения, особенно молодежью, как непосредственные выразители воли народа. Так, партии «зеленых», выросшие из экологического движения, позаимствовали многие «свободные» и «импровизационные» формы, свойственные подобным движениям. Многие стороны деятельности «зеленых» расценивались общественным мнением как попытка «взорвать» закоснелые партийно-парламентские традиции: отсутствие постоянного лидера, полная открытость и гласность внутрипартийной жизни, практический отказ от профессионального аппарата, даже сам свободный стиль поведения «зеленых» (их депутаты являлись на заседания парламента в джинсах и свитерах).
  «Зеленые» и подобные им партии пробились в ряд национальных парламентов и в Европейский парламент, но в целом феномен выдвижения новых партий оказался ограниченным. Тем не менее в парламентско- политической жизни почти всех западных стран наметилась тенденция извлечения уроков из опыта партий-движений.
  Прежде всего наметилась явная переоценка эффективности громоздких партийных структур как механизма завоевания и поддержания политического влияния. В партиях, связанных с рабочим движением, считалось необходимым иметь рычаги, позволяющие контролировать партийные массы и приводить их в движение. Теперь подвергается сомнению сама ставка на массовость партий и отдается предпочтение структурам, обеспечивающим гибкость и подвижность.
  В поиске путей обновления партий европейские политики обращаются не только к опыту движений, но и к особенностям функционирования американской партийной системы.
  Стремление партий к более тесной связи с обществом находит выражение в омоложении лидеров, в выдвижении на руководящие посты даже в сугубо респектабельных партиях выходцев из социальных низов.
  Формирование влиятельных партий является важным условием демократического развития России. Однако оно в любом случае не может повторить аналогичный процесс в странах Запада - и по причине самобытности национально-культурной традиции, и в силу необратимости исторического времени.

Контрольные вопросы

  1. Каковы основные подходы к пониманию института политической партии?
  2. Дайте определение понятия «политическая партия».
  3. Охарактеризуйте основные этапы формирования политических партий.
  4. Назовите основные положения работ М.Вебера и М.Дюверже по проблеме генезиса партий.
  5. Перечислите основные функции партий и раскройте их содержание.
  6. Какие тенденции в деятельности партий выявили Р.Михельс и М.Острогорский и в чем актуальность сделанных ими выводов?
  7. Какие типы политических партий вам известны?
  8. Охарактеризуйте основные типы партийных систем и факторы, влияющие на их формирование.
  9. Почему в странах Запада растет популярность партий движенческого типа?
  10. Дайте характеристику российских партий. Каковы, с вашей точки зрения, перспективы создания в России партийной системы?

 
© www.txtb.ru