Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1. Сущность, структура и функции политики

  Политика (от греч. polis - город, государство) - один из наиболее многозначных научных терминов. Существуют различные его трактовки - субстанциональная, институциональная, правовая, этическая, антропологическая, конфликтно-консенсусная и др.
  Субстанциональная трактовка политики ориентирует на раскрытие ее первоосновы как действий, направленных на обретение, удержание и использование власти. Один из создателей политологии немецкий ученый М.Вебер определял политику как «стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает». Определение политики через власть характерно для Н.Макиавелли, К.Маркса, B. Парето и многих других исследователей.
  «Властное» определение политики, отражающее ее сущность и важнейшее конституирующее начало, конкретизируется институциональным определением. Оно характеризует политику через организации и институты, в которых материализуется власть, и прежде всего через важнейший институт - государство.
  Согласно правовой трактовке политики, ее содержание составляет охрана фундаментальных прав человека. В соответствии с этическим подходом политика - это деятельность, направленная на достижение общего блага.
  Приверженцы антропологической трактовки политики считают ее органически присущей человеческому роду, укорененной в самой природе человека, в общественном разделении труда и обусловленном им взаимодействии индивидов, у истоков этого подхода стоял Аристотель, который рассматривал политику как форму коллективного существования человека, высший вид человеческого общения.
  Антропологические трактовки политики обогащены и дополнены ее конфликтно-консенсусными определениями с их акцентом на противоречиях интересов, которые лежат в основе политики и определяют ее динамику (К.Шмитт, П.Козер, Р.Дарендорф и др.). С этой точки зрения политика рассматривается как деятельность по согласованию интересов, обеспечению целостности общества, разрешению конфликтов (Ж.Бюрдо, М.Дюверже и др.).
  Подход к политике как к сфере коммуникационных потоков в 50-е - 60-е годы разрабатывался Х.Арендт и К.Дойчем, а в дальнейшем нашел отражение в работах Н.Лумана, Ю.Хабермаса, Р.Дебре.
  Обилие трактовок политики объясняется сложностью этого феномена, богатством его содержания, множеством свойств и общественных функций.
  При всем многообразии подходов к политике ее трактовка «через власть» наиболее точно отражает сущность этого феномена, поскольку ориентирует на раскрытие его первоосновы. Обобщая разные дефиниции, политику можно определить как деятельность индивидов и социальных групп , направленную на обретение, организацию и использование власти, как средство приращения властных прерогатив и расширения их пространственных масштабов, как инструмент саморегулирования общества.
  Достижение оптимального баланса между двумя сторонами политики - стремлением к власти и решением общественных проблем - первостепенная теоретическая и прикладная задача, имеющая нравственно-этическое измерение. Современными критериями оптимальности могут служить экономическая и научно-техническая эффективность, обеспечение благосостояния и безопасности общества.
  Для выражения основных значений политики используются англоязычные термины «policy» (полиси) и «politics» (политикс). Первый из них характеризует целенаправленную деятельность людей в сферах властных, классовых, национальных отношений. Второй означает наличие механизма власти, обеспечивающего стабильность общества, предотвращение и разрешение конфликтов.
  Таким образом, первый из терминов выражает деятельностный аспект политики (динамизм, зависимость от действий политических субъектов, взаимосвязь с другими видами социальной деятельности), второй - институциональный характер политики, ее организационную структурированность.
  Природа политики как борьбы за власть и влияние проявляется и в международных отношениях, где соперничество акторов, прежде всего государств, сочетается с тенденцией совместного решения общих проблем мирового сообщества и его отдельных сегментов. Цель этого соперничества - достижение наиболее высокого статуса в мировой иерархии и преобладающее влияние на глобальном или региональном уровне.
  В общественной мысли со времен средневековья распространилось понимание политики как «искусства возможного». Это искусство рассматривается как совокупность умений оптимального управления социальными группами и процессами, способность достижения наивысших результатов с наименьшими издержками и в максимально короткие сроки.
  Политика как явление общественной жизни не присуща человеческому роду изначально. В первобытном, социально однородном обществе, существовавшем многие тысячелетия, не было политики. Власть и такие социальные институты, как род и собрание всех его взрослых членов носили неполитический характер. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики.
  Следовательно, политика своим происхождением обязана государству. Сам термин «политика» получил распространение под влиянием трактата Аристотеля «Политика», в котором освещается проблематика государства, правления и правительства.
  Политика существует в двух формах - идеальной и предметной. Первая - это мыслительная деятельность, работа воображения, теоретическое проектирование, планирование и т.д. Рассудочные начала этой деятельности могут сочетаться с эмоциональными состояниями, верой в особые качества лидеров. В рамках мыслительной деятельности оцениваются решающие проблемы политики - желаемого и реально возможного, верного и ошибочного, Предметную, материальную форму политики образуют организация и функционирование органов власти, политических партий и движений и т.д.
  В обеих формах политика выступает как интеллектуальный и предметно­практический труд со всеми особенностями, присущими этому виду труда, - его разделением, общественной эффективностью (или неэффективностью), высокой социальной ответственностью, вероятностью двойственных и непредвиденных последствий и т.д. Эффективность политики во многом определяется не только ею самой, но и состоянием общества, его интересами и настроениями, отношениями с властью, внешнеполитической обстановкой и т.д. Она во многом зависит от природных, ресурсных и экологических факторов.
  Политика - многоаспектное явление, которое может быть классифицировано по ряду оснований - направленности, сферам общественной жизни, видам деятельности, содержанию и характеру, масштабности целей.
  По направленности политику различают на внутреннюю и внешнюю. Содержание внутренней политики государств составляет деятельность по регулированию жизни общества. Внешняя политика любого государства направлена прежде всего на обеспечение интересов наций в отношениях с другими нациями и окружающим миром в целом.
  Общепризнанные цели внешней политики государств: 1) укрепление национальной безопасности; 2) наращивание потенциала - экономического, военного, научного и т.д.; 3) упрочение международных позиций. Формы взаимодействия государств могут быть различными в диапазоне от союзнических отношений до военных конфликтов.
  Оба направления политики взаимодействуют между собой. В целом внутренняя политика обусловливает содержание, средства и методы осуществления политики внешней. Вместе с тем внешняя политика влияет на содержание внутренней, внося в нее существенные коррективы, особенно в периоды международных кризисов и войн. В конечном счете, и внутренняя и внешняя политика решают одну задачу - сохранение и упрочение существующей системы общественных отношений.
  В условиях глобализации современного мира, понимаемой прежде всего как усиление взаимозависимости государств вследствие экономической интеграции, развития информационных и коммуникативных технологий, грань между внутренней и внешней политикой становится все более проницаемой, условной. Поэтому многие ученые рассматривают политику как целостное явление, не разделяя ее на внутреннюю и внешнюю.
  Такой подход является единственно плодотворным в связи с угрозой для человечества, которая исходит от международного терроризма. Эффективная борьба с терроризмом не исключает ограничение демократических прав граждан. Сегодня и в западных странах могут стать реальностью характерные для тоталитарных режимов средства контроля над личностью - «внутренние» паспорта, банки данных, в которых содержится вся информация о человеке - от отпечатков пальцев до содержания телефонных разговоров.
  По сферам общественной жизни политика дифференцируется на экономическую, социальную, правовую, национальную, военную, научную, экологическую, религиозную и т.д. В свою очередь в экономической политике по отраслевому критерию выделяют политику в области промышленности, транспорта, финансов, аграрную и т.д. Социальная политика подразделяется на жилищную, пенсионную, демографическую, в области здравоохранения и т.д. Политика в сфере духовной жизни может классифицироваться по отраслевому принципу на политику в области культуры, театра, кино, печати, средств массовой информации и т.п.
  В начале третьего тысячелетия, когда война несет угрозу самому существованию цивилизации, первостепенное значение для обеспечения безопасности государств имеет военная политика. В широком смысле - это политика в военной области, военные аспекты внутренней и внешней политики государств.
  В философско-энциклопедической литературе военная политика определяется как часть политики государств, связанная с созданием военной организации, военной подготовкой и применением вооруженного насилия для достижения политических целей. По своему предназначению она призвана: 1) оценивать возможность , необходимость и пределы применения военной силы для достижения тех или иных политических целей; 2) определять количественные и качественные параметры военной силы, направлять процесс военного строительства; 3) вырабатывать методы использования военной силы, способы отпора противнику и взаимодействия с союзниками; 4) обеспечивать руководство военно-политическими акциями различного масштаба и характера (предотвращение, ведение или прекращение войн, противодействие агрессии или ее осуществление, согласование действий с союзниками и т.д.).
  Конкретное содержание военной политики государств определяется следующими факторами: 1) их экономическими и политическими интересами, которые находят выражение в соответствующих концепциях, доктринах, теориях; 2)наличными и потенциальными возможностями для реализации этих интересов; 3) внутренними и внешними условиями существования государств, степенью и характером угрозы их безопасности.
  Как вид деятельности политика осуществляется на нескольких уровнях - местном, региональном, государственном и международном. По содержанию и характеру политика бывает: гуманной и антигуманной; прогрессивной, консервативной и реакционной; реалистической и волюнтаристской и т.д.
  По критерию масштабности целей политика может классифицироваться на стратегическую и тактическую. Сущностью первой является выбор наиболее значимых целей, приоритетов развития общества. Тактическая политика - это практическая деятельность, направленная на реализацию намеченных стратегических целей. Стратегическая и тактическая политика характерны для всех сфер общественной жизни.
  Применительно к современной России специфика стратегической и тактической политики состоит в следующем. Стратегические приоритеты российской политики - модернизация страны и укрепление ее позиций на международной арене, воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка. Для реализации этих целей необходимы меры тактического порядка - формирование правового государства и гражданского общества, перевод экономики на инновационный путь развития, обеспечение независимости СМИ, укрепление местного самоуправления, борьба с коррупцией и преступностью, интеграция в сообщество цивилизованных государств, содействие объективному восприятию России в мире как демократического государства и т.д.
  Политика имеет сложную структуру, включающую в себя множество разнообразных компонентов - людей, организаций, отношений, действий. Все многообразие этих компонентов может быть сведено к трем группам - субъекты, объекты и ресурсы.
  Субъекты политики - это носители целенаправленного политического действия (государства, партии, профсоюзы, политические движения, индивиды, социальные общности, СМИ). Субъектами военной политики являются органы законодательной и исполнительной власти, военного руководства государств. К числу субъектов политики иногда относят и социальные институты преимущественно неполитического назначения, оказывающие заметное влияние на политику (церковь, университеты, различные ассоциации и т.д.). Для обозначения субъектов политики в политической науке используется англоязычный термин «политический актер» или «актор».
  Статус субъекта политической деятельности не присущ индивидам и социальным общностям изначально. Индивидами он обретается в процессе политической социализации. Социальные общности становятся субъектами политики в ходе формирования их самосознания, самоорганизации и социально-политического самоопределения. Индивиды и группы в субъекты политики превращает способность к политическому целеполаганию.
  Самый общий объект политики - это общество в совокупности протекающих в нем процессов. В этом случае активность субъекта политики направлена на придание таким процессам направленности, соответствующей его интересам.
  Конкретными объектами политики являются основные сферы жизни общества, те институты, социальные группы, общности и индивиды, на которые в определенных целях оказывается политическое воздействие. Объекты военной политики - все сферы жизнедеятельности общества, которые формируют военный потенциал государства - экономика, наука, техника, социально-политические отношения, общественное сознание.
  Различие между субъектами и объектами политики условно и ситуативно. Все участники политического процесса обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать в качестве субъекта и объекта политики.
  Так, например, народ, составляющий избирательный корпус страны, приобретает качество субъекта политики в ходе выборов и референдумов; он же становится объектом политики под воздействием избирательных технологий и после завершения выборов.
  Государство является субъектом политики, когда оно активно регулирует социальные отношения, и объектом политики, когда на него воздействуют те или иные социальные силы в целях вмешательства в решение каких-то проблем. Политическая партия выступает в качестве субъекта политики в борьбе за власть, но может служить и объектом политики, когда по отношению к ней со стороны государства принимаются меры по ограничению ее деятельности, когда на нее оказывают влияние другие партии, профсоюзы, группы интересов и т.д. В демократических государствах действует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.
  Стремление власти максимально сузить круг субъектов политики и в конечном счете ограничить их количество одним, признаваемым ею, может привести к возникновению авторитарного или тоталитарного режима. В рамках тоталитарного режима все субъекты политики кроме единственной правящей партии, сращивающейся с госаппаратом, преследуются и ликвидируются.
  Признание естественности множества интересов и способов их выражения в политике является отличительным признаком плюралистической организации общества. Система власти, основанная на разнообразии взглядов, подходов, позиций и концепций в общественно-политической сфере, на взаимодействии и «противовесах» основных партий и организаций, характерна для современных демократических государств.
  Наконец, ресурсы политики - это элементы материальной и духовной среды, используемые субъектами политики для воздействия на объекты с целью их изменения. Выделяют четыре группы ресурсов:
  1) материально-технические, включающие в себя технические и информационные средства, энергетические, продовольственные и иные материалы;
  2) человеческие - люди, принимающие участие в политических действиях или оказывающие им поддержку, степень их вовлеченности в политические процессы;
  3) духовные - эмоциональный настрой участников политического действия, степень понимания ими и поддержки целей и установок субъекта политики;
  4) временные - мера интенсивности действий политических субъектов в единицу физического времени.
  Кроме основных компонентов в политике выделяют три уровня ее функционирования. Первый, собственно политический, макроуровень, характеризует публичную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах, государство как целое. Второй, микроуровень политики, охватывает отдельные организации - партии, профсоюзы, группы интересов и т.п. Третий, мегауровень политики, относится к деятельности международных организаций - ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и др. Первый из этих уровней характеризует суть политики, а второй и третий имеют подчиненное значение.
  С общегосударственным, макроуровнем политики связаны ее основные функции в обществе. Согласно подходу, преобладающему в отечественной науке, таковыми являются следующие: 1) обеспечение целостности и стабильности общества; 2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей; 3) предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов; 4) использование принуждения и насилия для реализации общей воли.
  Многообразие функций политики свидетельствует об охвате ею всех сфер жизни общества. В современном обществе с его сложной социальной дифференциацией, при наличии публичной власти отсутствуют явления и процессы, не подверженные воздействию политики.
  Вместе с тем мера и качество их «политичности» бывают разными. В наибольшей степени политические отношения представлены в области законодательной и исполнительной власти, в деятельности партий и движений, борющихся за власть.

 
© www.txtb.ru