Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.3. Консерватизм

  Консерватизм ( от лат. conservar - охранять, сохранять) - идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни, в первую очередь, ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности.
  История консерватизма начинается со времен Великой французской революции, бросившей вызов самим основам старого порядка, всем традиционным силам, всем формам господства аристократии. Впервые основные положение консерватизма были сформулированы в работах Э. Берка, Ж. Де Местра, Л. де Бональда и их единомышленников. Как правило, отправным пунктом современного консерватизма считается выход в свет в 1790 г. знаменитого эссе Э. Берка “Размышления о французской революции”. Сам термин “консерватизм” вошел в обиход после основания Шатобрианом в 1815 г. журнала “Консерватор”.
  Отцы-основатели консерватизма противопоставили выдвинутым европейским Просвещением и Великой французской революцией идеям индивидуализма, прогресса, рационализма взгляд на общество как органическую и целостную систему. Реализация этих идей, утверждали они, предполагает обесценение унаследованных от предков традиций и бессмысленное разрушение моральных и материальных ценностей общества. У консервативных мыслителей, так или иначе, присутствует идея некоего жизненного начала всего реального мира. У некоторых русских мыслителей консервативной ориентации, например у В. Соловьева, в качестве такого жизненного начала выступала София - Душа мира, Премудрость Божия. Предполагалось, что человек в силу ограниченности своего разума не вправе безумно браться за переустройство мира, поскольку тем самым он рискует задеть заключенную в этом мире духовность, жизненное начало.
  Характеризуя общество как сплав институтов, норм, моральных ценностей, традиций, обычаев, уходящих своими корнями глубоко в историю, сам по себе факт из взаимосвязанности и единства консерваторы рассматривали как чудо истории, поскольку этот факт невозможно объяснить рациональными доводами. Существующим институтам следует отдать предпочтение перед любой теоретической схемой, какой бы совершенной она ни казалась с рациональной точки зрения.
  Основатели консерватизма считали, что политические принципы следует приспосабливать к обычаям, национальным традициям, установившимся общественно­политическим институтам. В их конструкциях естественным и законным считалось лишь общество, основанное на иерархической структуре, отдельные части которой обеспечивают жизнеспособность и целостность всего общественного организма.
  Если либерализм и социализм с самого начала возникли как классовые идейно­политические течения, соответственно буржуазии и рабочего класса, то значительно сложнее обстоит дело с консерватизмом. В целом как тип общественно-политической мысли и идейно-политического течения консерватизм отражает идеи, идеалы, установки, ориентации, ценностные нормы тех классов, фракций и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально­экономического развития, тех привилегированных социальных группировок, которые испытывают всевозрастающие трудности и давление со стороны не только демократических сил, но и наиболее динамичных фракций имущих слоев населения. Нередко консерватизм становился своего рода защитной реакцией тех средних и мелких предпринимателей, фермеров, лавочников, ремесленников, жителей сельской местности, которые испытывают страх перед будущим, несущим с собой неопределенность и зачастую реальное ухудшение социального статуса.
  Принимая существующее положение вещей, консерватизм делает упор по необходимости сохранения традиционных правил, норм, иерархии власти, социальных и политических структур и институтов. В духе гегелевской формулы “все действительно разумно, все разумное действительно” консерватор рассматривает существующий мир как наилучший из возможных миров.
  Конечно, любая страна, нация нуждаются в категории людей, партий и организаций, обосновывающих их интересы идеологией, призванной сохранять, защищать и передавать будущим поколениям то, что достигнуто к каждому конкретному историческому периоду, ибо народ без памяти о прошлом - это народ без будущего. Вместе с тем истинный консерватизм, призванный защищать статус-кво, обосновывать необходимость его сохранения, должен учитывать изменяющиеся реалии и приспосабливаться к ним. Свою способность к этому консерватизм продемонстрировал на поворотных этапах истории. В период господства свободно-предпринимательского капитализма он интегрировал идеи свободной конкуренции, свободного рынка, а после великого экономического кризиса и особенно после второй мировой войны - идеи государственного регулирования экономики, социальных реформ, государства, благосостояния и т.д.
  В 70-80-е гг. ХХ столетия консерватизм также претерпел далеко идущую трансформацию. Особенность этого периода состояла в кризисе левых - от коммунистических до социал-демократических - и кейнсианских идей общественного развития. Консерватизм и правизна, по сути дела, заполнили тот вакуум, который образовался с утратой левыми интеллектуальной опоры, их ослаблением, дефицитом дееспособных идей и концепций на левом фланге. Привлекательности моделей и рецептов, предлагавшихся консерваторами и правыми, способствовало то, что в этот период существенно изменилось отное8ние к консерватизму как идеологическому феномену. Сразу после второй мировой войны многие политические партии консервативной ориентации в европейских странах не рисковали принять название “консервативные”, боясь отождествления с фашизмом и реакцией. В настоящее время фашизм с его претензиями на “революционный консерватизм” в глазах многих представителей гуманитарных и социальных наук Запада оказался достоянием истории. В конце 70-х гг. консерватизм вновь приобрел популярность. В ряде европейских стран возникли политические партии под названием “консервативная”.
  В последние десятилетия обозначилось явное стремление консерватизма, с одной стороны, к иррациональным идеям реакционного толка (например, “новые правые” во Франции), а с другой стороны, - к большей склонности к либеральным ценностям. Второе направление эволюции консервативных идей наиболее ярко проявилось в неоконсерватизме - идеологическом течении, сформировавшимся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973/74 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей.
  В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям постиндустриального этапа развития общества. Усиление всесторонней зависимости человека от технической среды, ускорение темпа жизни, нарушение духовного и экологического равновесия вызвали серьезный кризис в общественном сознании стран Запада. В этих условиях неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, крепком государственном порядке и стабильности, уважении права и недоверии к чрезмерной демократизации. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйству, привилегированности отдельных социальных слоев, эти ориентиры были четко направлены на сохранение в обществе и отдельном гражданине чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не заполнит образовавшегося в людских душах духовного вакуума.
  Основная ответственность за сохранение в этих условиях человеческого начала возлагалась на самого индивида, который должен, прежде всего, рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность граждан, прежде всего по месту жительства. Эта модель отличалась от либеральной, ориентированной на предоставленного самому себе индивида, которому надлежит самостоятельно отыскивать смысл бытия и “договариваться” с государством. Государство неоконсерваторов должно строиться на моральных принципах и сохранении целостности общества, обеспечивать необходимые индивиду жизненные условия на основе законности и правопорядка, предоставляя возможность образовывать политические ассоциации, развивая институты гражданского общества, сохраняя сбалансированность отношений общества с природой. И хотя предпочтительным политическим устройством для такой модели взаимоотношений гражданина и государства становилась демократия, все же основные усилия теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, З. Бжезинский) тратили на разработку программ, преодолевающих дефицит управляемости обществом (из-за чрезмерного вовлечения населения в политику).
  Предлагавшиеся неоконсерваторами программы не смогли разрешить многие социально-экономические проблемы (например, инфляции, обнищания населения). Однако неоконсерватизм дал людям ясную формулу взаимоотношений между социально-ответственным индивидом и политически стабильным государством. И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально­консервативная в Японии, консервативная в Великобритании), круг приверженцев этой идеологии все больше расширяется в современном мире.

 
© www.txtb.ru