Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.2. Либерализм

  Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей, либерализм как самостоятельное общественно-политические течение, содержащее установку на обеспечение свободы личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сферы деятельности государства, сформировался на базе политические философии Д. Локка, Т. Гоббса, Ш. - Л. Монтескье, А. Смита, Б. Констана, А. Де Токвиля в конце ХVІІ-ХVІІІ вв. На протяжении всего ХІХ в. эти идеи были развиты И. Бентамом, Дж. Миллем и другими представителями западной общественно­политической мысли.
  В целом либеральное мировоззрение с самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели. Предпосылкой либерального мировоззрения является вычленение человеческой индивидуальности, осознание ответственности отдельного человека перед обществом, утверждение представления о равенстве всех людей в своем врожденном, естественном праве на самореализацию.
  Индивидуализм - концепция, рассматривающая отдельного индивида как основное движущее начало в обществе, развивался рука об руку с гуманизмом, идеями самоценности человека и человеческой свободы, плюрализма мнений ми убеждений. Если для Аристотеля полис - самодостаточная ценность, то у Локка - отдельный индивид - “хозяин своей собственной персоны”, а Милль сформулировал эту мысль в форме аксиомы: “Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно”. В концепции индивидуализма человек предстает как автономная самоуправляющаяся личность, которая самостоятельно, независимо от общества способна устанавливать законы собственной нравственности и поведения.
  Именно индивидуализм лежит в основе права каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность, в основе принципа отождествления свободы и частной собственности, которые в совокупности стали могущественной стимулирующей силой развития производительных сил, общественно-исторического развития, формирования и утверждения политической демократии. Частная собственность здесь рассматривается в качестве гаранта и меры свободы. “Идея свободы, - писал В. Гумбольдт, - развивается только вместе с идеей собственности, и самой энергетичной деятельностью мы обязаны именно чувству собственности”. Именно из экономической свободы выводилась свобода политическая и гражданская. Воплощением индивидуализма и права частной собственности в экономической сфере выступают принципы свободного рынка и свободной конкуренции, реализация которых обеспечила беспрецедентные темпы роста производительных сил.
  С формированием и утверждением идеи индивидуальной свободы все более отчетливо вычленялись проблемы отношений государства и отдельного человека, а именно проблема пределов вмешательства государства в дела индивида. Сфера индивидуальной активности человека, не подлежащей вмешательству со стороны внешних сил, рассматривались как сфера реализации естественной свободы, и, стало быть, естественного права.
  Исходя из этого постулата были сформулированы принципы экономической, правовой и государственно- политической системы, в которых право было превращено в инструмент гарантирования каждому отдельному индивиду свободы выбора морально­этических ценностей, форм деятельности и пр. Эти идеи воплотились в принципах laissez faire, свободного рынка, свободной, ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере они нашли свое выражение в идее государства - “ночного сторожа”, а также правового государства, демократии и парламентаризма.
  Следует подчеркнуть, что теоретики классического либерализма отнюдь не отвергали позитивные функции государства. Для либералов с самого начала была аксиомой мысль об обязанности государства защищать права и свободы отдельного человека. Причем речь шла не только об обеспечении правопорядка внутри страны и защите национального суверенитета и территориальной неприкосновенности от притязаний извне. Основатели либерализма прямо предписывали государству ответственность за материальное обеспечение неимущих слоев населения.
  Либеральная концепция государственного устройства строилась на принципах конституционализма, парламентизма и правового государства - этих несущих конструкций политической демократии. Основополагающее значение имел принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. По мысли Монтескье, в случае соединения законодательной и исполнительной ветвей неизбежны подавление свободы, господство произвола и тирании. То же самое произойдет и в случае соединения одной из этих ветвей с судебной властью. А соединение в одном лице или органе всех трех ветвей власти составляет характерную черту деспотизма. Задача государства состоит в том, чтобы регулировать отношения между свободными гражданами на основе строго соблюдения законов, которые призваны гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности и другие права человека и гражданина.
  Либерализм и демократия обуславливают друг друга, но их нельзя полностью отождествлять друг с другом. Под демократией понимается форма власти, и с этой точки зрения она представляет собой учение о легитимизации власти большинства. Либерализм же подразумевает границы власти.
  Разумеется, комплекс рассмотренных здесь принципов, идей и концепций, составляющих в совокупности классический либерализм, следует рассматривать как некий идеальный тип. В реальной жизни дело обстоит значительно сложнее. По-разному складывалась ситуация в различных странах. Наиболее последовательно либеральный идеал был реализован в англосаксонских странах, особенно в США. Конкретно­исторические условия различных стран привели к возникновению в либерализме многочисленных внутренних течений. Так в ХХ в. наряду с традиционным либерализмом сформировались направления, пытавшиеся соединить основные ценности с тотальной опорой на государство, или с социально ориентированными идеями, утверждающими большую ответственность общества за благосостояние людей, нежели отдельного индивида и т. д.
  Водоразделом, сделавшим классический либерализм достоянием истории и бесповоротно утвердившим принципы государственного вмешательства в экономику, стал великий кризис 1930-х гг. Одновременно с тем в силу ряда социально­экономических, политических и идеологических факторов в большинстве стран Западной Европы либеральные партии вынуждены были в значительной степени уступить свои позиции другим политическим силам. Кризис 30-х гг. перечеркнул ряд важнейших постулатов классического либерализма.
  Кроме того, большинство основополагающих либеральных идеалов, идей и концепций на протяжении ХІХ в. и первые десятилетия ХХ в. были реализованы. В целом ряде стран Западной Европы и Северной Америки были осуществлены конституционные реформы, секуляризация государства стала реальностью, в результате чего антиклерикализм либералов потерял свою актуальность для избирателей. К тому времени консервативные партии фактически приняли нововведения в государственно­политической системе, реализованные большей частью по инициативе либералов. На авансцену выступили социал-демократические партии, которые взяли на себя дальнейшее развитие начинаний, реализованных либералами.
  В итоге, после второй мировой войны в Западной Европе главным инициатором социальных реформ стала социал-демократия. В США, наоборот, эту роль взяла на себя демократическая партия - самая влиятельная в капиталистическом мире либеральная по своей ориентации партия.
  В целом же, усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма к реалиям второй половины ХХ в., заставило говорить о его исторически обновленной форме - “неолиберализме” или “социальном либерализме”. Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашалась справедливость, а достоинством правительства - ориентация на моральные принципы и ценности. Неолиберализм более терпимо относится к государственному вмешательству в экономику. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений.
  В отличие от прежней склонности определять демократичность политической жизни по принципу правления большинства, стали отдавать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти. В то же время сохранившаяся в неолиберализме ориентация на публичные виды человеческой жизнедеятельности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков), традиционное отношение к морали как к частному делу человека ограничивает электоральную базу этих представлений в современных условиях. С другой стороны, именно основные ценности либерализма обусловили коренное изменение в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, стали ориентирами для неоконсерваторов и христианских демократов.

 
© www.txtb.ru