Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.6. Неомондиализм

  Течением, противостоящим геополитики «новых правых», является европейский неомондиализм. Данное направление не является прямым продолжением исторического мондиализма, который изначально предполагал присутствие в конечной модели левых социалистических элементов. Это промежуточный вариант между собственно мондиализмом и атлантизмом.
  Согласно модели Санторо, в настоящий момент человечество пребывает в переходной стадии от биполярного мира к мондиалистской версии многополярности (понятой геоэкономически, как у Аттали). Международные институты (ООН и т.д.), которые для оптимистического мондиализма Фукуямы представляются достаточно развитыми, чтобы стать ядром «Мирового Правительства», Санторо представляются, напротив, недействительными и отражающими устаревшую логику двухполярной геополитики. Более того, весь мир несет на себе устойчивый отпечаток холодной войны, геополитическая логика которой остается доминирующей. Санторо предвидит, что такая ситуация не может не кончится периодом цивилизационных катастроф.
  Далее он излагает предполагаемый сценарий этих катастроф:
  1. Дальнейшее ослабление роли международных институтов.
  2. Нарастание националистических тенденций среди стран, входивших в Варшавский договор, и в третьем мире. Это приводит к хаотическим процессам.
  3. Дезинтеграция традиционных блоков (это не затрагивает Европы) и прогрессирующий распад существующих государств.
  4. Начало эпохи войн малой и средней интенсивности, в результате которых складываются новые геополитические образованию
  5. Угроза планетарного хаоса заставляет различные блоки признать необходимость создания новых международных институтов, обладающих огромными полномочиями, что фактически означает установление Мирового Правительства.
  6. Окончательное создание планетарного государства под эгидой новых международных инстанций (Мировое Правительство).
  Эта модель является промежуточной между мондиалистским оптимизмом Фукуямы и атлантическим пессимизмом С. Хантингтона.
  Среди европейских авторов есть и прямой аналог теории Фукуямы. Так, Жак Аттали, бывший долгие годы личным советником Франции Франсуа Миттерана, а также некоторое время директором Европейского банка реконструкции и развития, разработал сходную теорию в своей книге «Линии горизонта».
  Аттали считает, что в настоящий момент наступает «Третья эра» - эра денег, которые являются универсальным эквивалентом ценности, так как, приравнивая все вещи к материальному цифровому выражению, с ними предельно просто управляться наиболее рациональным образом. Такой подход сам Аттали связывает с наступлением мессианской эры, понятой в иудейско-каббалистическом контексте (подробнее этот аспект он развивает в другой книге, специально посвященной мессианству, - «Он придет»). Это отличает его от Фукуямы, который остается в рамках строгого прагматизма и утилитаризма.
  Жак Аттали предлагает свою версию будущего, которое «уже наступило». Тотальное господство на планете единой либерально-демократической идеологии и рыночной системы вместе с развитием информационных технологий приводит к тому, что мир становится единым и однородным, геополитические реальности, доминировавшие на протяжении всей истории, в «Третьей эре» отступают на задний план. Г еополитический дуализм отменяется.
  Геоэкономика - это особая версия мондиалистской геополитики, которая рассматривает приоритетно не географические, культурные, идеологические, этнические, религиозные и т.д. факторы, составляющие суть собственно геополитического подхода, но чисто экономическую реальность в ее отношении к пространству. Для геоэкономики совершенно не важно, какой народ проживает там-то и там-то, какова его история, культурные традиции и т. д. все сводится к тому, где располагаются центры мировых бирж, полезные ископаемые, информационные центры, крупные производства. Геоэкономика подходит к политической реальности так, как если бы «Мировое Правительство» и единое планетарное государство уже существовали.
  На основе геоэкономического подхода Аттали выделяет три важнейших региона, которые в едином мире станут центрами новых экономических пространств:
  1. Американское пространство, объединившее окончательно обе Америки в единую финансово-экономическую зону.
  2. Европейское пространство, возникающее после экономического объединения Европы.
  3. Тихоокеанский регион, зона «нового процветания», имеющая несколько конкурирующих центров - Токио, Тайвань, Сингапур и т. д.
  Между этими тремя мондиалистскими пространствами, по мнению Аттали, не будет существовать никаких особых различий или противоречий, так как и экономический и идеологический тип будет во всех случаях строго тождественным. Единственная разница - чисто географическое месторасположение наиболее развитых центров, которые будут концентрически структурировать вокруг себя менее развитые регионы, расположенные в пространственной близости. Такая концентрическая реструктуризация сможет осуществиться только в «конце истории» или, в иных терминах, при отмене традиционных реальностей, диктуемых геополитикой.
  Цивилизационно-геополитический дуализм отменяется. Отсутствие противоположного атлантизму полюса ведет к кардинальному переосмыслению пространства. Наступает эра геоэкономики.

Вопросы для повторения

  1. Проанализируйте тезис Ш. Де Голля: «Европа от Атлантики до Урала».
  2. Покажите сущность основных идей атлантизма.
  3. Назовите основные причины появления геополитики «мондиализма».
  4. Выделите основные положения теорий Ф. Фукуямы, Ж. Аттали, К. Сантора.
  5. Раскройте роль масс-медиа в современном обществе.
  6. Изложите основные идеи европейских «новых правых».

Литература

  1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. -М., 1998.
  2. Дугин А. Основы геополитики. - М.,1999.
  3. Зиновьев А. Глобальный человейник. - М., 1997.
  4. Нартов Н.А Геополитика: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000.
  5. Тихомиров Ю.В. Геополитика. Учебное пособие. - М., 1998. 38
  6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994, №1.
  7. Фукуяма Ф. Конец истории. // Вопросы философии, 1990, №8.

 
© www.txtb.ru