Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 4. Реформы Екатерины II

  В течение всего своего правления, следующего за Крестьянской войной, Екатерина II не отказывалась ни от широковещательных деклараций, ни от других форм политики, характерных для 60-х годов. Однако массовые выступления низших слоев населения показали невозможность предотвратить обострение социальных противоречий посредством политики «просвещенного абсолютизма». Поэтому правительство Екатерины II стало укреплять позиции дворянства, а значит, и свои собственные иными методами. Прежде всего были приняты меры по усилению дворянства на местах, то есть там, где органы государственной власти в период Крестьянской войны показали свою полную неспособность предотвратить разрастание крестьянских волнений. 7 ноября 1775 года было издано «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» - один из важнейших законодательных актов XVIII века, документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Основные положения «Учреждения для управления губерний» действовали до Великих реформ 60-х годов следующего столетия, а введенное им административное деление империи сохранилось впоследствии до 1917 года. Согласно этому документу, страна делилась на губернии (к концу правления Екатерины II их стало 50) с примерно равным количеством населения в каждой - 200-300 (по другим сведениям - 300-400) тысяч душ мужского пола. По такому же принципу (равное количество потенциальных бунтовщиков) каждая губерния делилась на 10-12 уездов. Провинция как единица административного деления была упразднена. Все губернии и уезды получали единообразные учреждения с одинаковыми штатами чиновников.
  Главным учреждением губернии стало возглавляемое губернатором (в столицах и некоторых губерниях - генерал- губернатором) губернское правление. Губернатор, назначаемый императором и только ему подчиняющийся, сосредоточивал в своих руках всю полноту губернской исполнительной власти: на него было возложено практическое осуществление распоряжений правительства в губернии, контроль за деятельностью всех губернских учреждений и должностных лиц, а также полицейские функции, связанные с наведением порядка в губернии, для чего губернатору были подчинены все воинские части, находящиеся на ее территории. Финансовые вопросы (сбор податей и налогов) находились в ведении Казенной палаты, возглавляемой помощником губернатора - вице­губернатором. Школами, больницами, богадельнями и тюрьмами ведал Приказ общественного призрения - третье губернское учреждение, в отличие от двух вышеназванных, не имевшее ни твердо установленных штатов, ни достаточных средств для выполнения своих функций («Приказ» существовал за счет штрафов и добровольных пожертвоваий, причем большая часть этих денег расходовалась на содержание тюрем).
  Главным органом власти уезда стал Нижний уездный суд во главе с капитаном-исправником. Фактически во главе уезда была поставлена сословная организация дворянства - Уездное дворянское собрание, которое раз в три года избирало из своей среды и заседателей Нижнего земского суда, и капитана-исправника.
  В отдельную административную единицу был выделен город (городов стало больше, так как городской статус получили многие крупные сельские поселения, ставшие центрами уездов). Во главе города стал городничий, назначаемый правительством, как правило, из отставных офицеров-дворян. Город разделялся на части по 200-700 домов, а части - на кварталы по 50-100 домов. В каждую часть и квартал назначались соответственно частный пристав и квартальный надзиратель. Само название этих должностных лиц говорит в основном о полицейском характере выполняемых ими функций.
  Стремление правительства к укреплению сословного строя, выраженное в усилении роли дворянских собраний в уездах, наиболее ярко проявилось в новообразованных по «Учреждению для управления губерниями» судебных органах. Каждое сословие получило свой суд. Помещика мог судить Верхний земский суд в губернии и Нижний земский суд в уезде, горожанина - соответственно Губернский и Городовой магистраты, государственного крестьянина - Верхняя и Нижняя расправы. Все эти суды были выборными, кроме Нижней расправы, состав которой назначался губернатором. Право суда над духовными лицами было отдано архиереям и учреждавшимся при них губернским консисториям. Судьей крепостного крестьянина оставался его помещик. Высшими судебными органами в губерниях стали палаты уголовных и гражданских дел, члены которых назначались правительством. Высшим судебным органом страны стал Сенат. Следует отметить, что вся эта система, построенная по строго сословному принципу, обеспечивала господствующее положение дворян во всех судебных органах: если в дворянских судах могли заседать только дворяне, то никто не запрещал им избираться заседателями и в магистраты, и в расправы. Кроме того, провозглашенный Екатериной II принцип отделения судебной власти от исполнительной («государев наместник не есть судья») никогда не соблюдался на практике, и могущественное российское дворянство постоянно имело возможность вмешиваться в деятельность судов также и через исполнительные органы власти губерний и уездов.
  21 апреля 1785 года изданием двух «Жалованных грамот» - городам и дворянству, призванных отрегулировать законодательство о правах и обязанностях сословий, правительство Екатерины II окончательно завершило юридическое оформление сословного строя Российской Империи.
  «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи» определила структуру городского населения и систему управления в городах. Согласно этому документу, все городское население было разделено на шесть разрядов. Первый из них составляли жившие в городе дворяне и духовенство, второй - купцы, разделенные на три гильдии, третий - цеховые ремесленники, четвертый - постоянно живущие в городе иностранцы, пятый - так называемые «именитые горожане», включавшие в свой состав лиц с высшим образованием (ученых, людей творческих профессий и т. п.) и капиталистов (банкиров, судовладельцев и т. п.). В последний, шестой разряд вошли «посадские, которые промыслом, рукоделием или работой кормятся». Горожане всех шести сословий (в них не вошли жившие в городе крестьяне) записывались в Городскую обывательскую книгу и составляли «градское общество». «Градское общество» каждые три года избирало городского голову, членов магистрата и орган местного самоуправления - Общую городскую думу. Эта дума, в свою очередь, избирала исполнительный орган - Шестигласную думу, состоявшую из шести «гласных» - депутатов, по одному от каждого разряда городского населения. Шестигласная дума заседала под председательством городского головы один раз в неделю. Так как в действительности вся реальная власть в городе оставалась в руках либо городничего, либо губернатора (в зависимости от статуса города), на долю Городской думы оставались лишь вопросы благоустройства и санитарного состояния города, народного образования и правил торговли, которые она могла решать только с согласия уездных и губернских властей. Таким образом, «Грамота» закрепляла сословную структуру городского населения, объединяла разрозненные группы «городских обывателей» в единое сообщество и ставила это сообщество под контроль государства.
  «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» законодательно закрепила все сословные права и привилегии, полученные дворянством к тому времени. Дворяне освобождались от обязательной службы, каких-либо личных податей, телесных наказаний. Имения объявлялись личной собственностью помещиков (включая недра). Подтверждалось право дворян на торгово-промышленную деятельность. Дворяне могли судиться только с равными себе и в дворянских судах. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осужденных дворян не подлежали конфискации. «Грамота» допускала создание дворянских собраний во главе с избираемыми раз в три года «предводителями дворянства» не только на уровне уезда, но и на уровне губернии и обеспечивала губернским дворянским собраниям влияние на губернские исполнительные и судебные органы власти. Губернские и уездные дворянские собрания получили право делать представления правительству о своих нуждах. Консолидируя господствующее сословие, «Грамота» включала в состав российского дворянства прибалтийских баронов, польскую шляхту, украинских и белорусских помещиков, а также казацкие старшины Украины и Дона. Главенствующая роль дворянства в государстве была подчеркнута присвоением ему наименования «благородного».
  Таким образом, реформы Екатерины II, упорядочив и укрепив систему государственного управления и сословную структуру российского общества, обеспечили господствующее положение дворянства в России, а, следовательно, в дальнейшем, стабильность и устойчивость императорской власти в стране. Внутренняя политика Екатерины II прошла сложный путь развития от простого дарования прав и привилегий господствующему сословию до создания целой системы, гарантирующей закрепление за дворянством этих прав и привилегий на долгие годы.

 
© www.txtb.ru