Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Тема 1. ПРЕДМЕТ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ

   Цель лекции: определение современного содержания и основных функций демографической науки, ретроспективы ее становления и развития.
   1. Содержание предмета и функций демографии как науки.
   2. Краткий очерк истории демографической науки.

   Содержание предмета и функций демографии как науки
   Слово "демография" переводится с греческого как описание народа. Термин "демография" появился в 1855 году в названии книги французского ученого А. Гийяра "Элементы статистики человека, или Сравнительная демография". Первоначально "демография" употреблялась как синоним статистики населения, как вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численном составе и воспроизводстве населения.
   Как самостоятельная общественная наука демография изучает закономерности и социальную обусловленность рождаемости, смертности, брачности и прекращения брака, воспроизводство супружеских пар и семей, воспроизводство населения в целом как единства этих процессов. Она исследует изменения возрастно-половой, социальной структур населения, взаимосвязь демографических процессов и структур. Демография разрабатывает методы описания, анализа и прогноза демографических процессов и структур.
   В практическом плане в область демографических исследований входит описание демографической ситуации, анализ тенденций и факторов демографических процессов в стране в целом, на отдельных ее территориях, в группах населения в различные периоды. На основании изучения особенностей рождаемости и смертности в разных поколениях, в разных социальных группах и на разных территориях, демография оценивает их наиболее вероятное изменение в будущем, разрабатывая демографические прогнозы.
   Единица наблюдения в демографии - человек. В течение жизни постепенно изменяются его психологические и физиологические особенности, может измениться его семейное положение, род занятий, квалификация, место жительства, образование, общественное положение, знание языков и т.д.
   С изменением тех или иных характеристик отдельных людей изменяются и характеристики населения в целом. Таким образом, изменение конкретных признаков индивидов время от времени изменяет и состав народонаселения и его численность.
   Народонаселение является динамическим понятием и изучение механизма его движения требует привлечения дополнительных оснований для его анализа: экономики, политики, культуры, духовной жизни.
   Таким образом, демография в узком смысле есть статистика, исчисление населения, а в широком - социальная демография, изучающая как экономические и социальные последствия демографических явлений, так и их причины.
   Социальная демография рассматривает население в его природной и социальной средах.
   Объектом демографии как науки является население (человеческая популяция), самообновляющееся в процессе своего воспроизводства.
   Предметом современной демографии служат закономерности воспроизводства населения как человеческой популяции или социально - биологической совокупности, обновляющейся в процессе своего развития в общественно - исторической обусловленности.
   Выделим основные функции демографической науки:
   1. Демостатическая функция, обеспечивающая исчисление населения и регистрацию фактов ее движения.
   2. Теоретическая функция, призванная разрабатывать методологические основы демографической науки, определять и уточнять категориальный аппарат, формулировать закономерности и механизмы воспроизводства народонаселения.
   3. Прогностичекая функция, которая обусловливает научный характер процессам демографического прогнозирования.
   4. Прагматическая (практическая) функция демографии заключается в выборке реальных программ демографической политики, соответствующей объективным обстоятельствам социально - экономическим и политическим обстоятельствам в стране.
   Предмет демографии имеет свою внутреннюю структуру, которая включает несколько больших блоков.
   1. Теоретические демографические науки: теоретическая, описательная, региональная, географическая и другие демографические науки.
   2. Теория воспроизводства народонаселения.
   3. Учет населения (статистика населения).
   4. Методики демографии (демографический анализ).
   5. Прикладные демографические исследования и социально - демографическое прогнозирование.
   6. Демографическая политика, связанная с воспроизводством населения.

   Краткий очерк истории демографической науки
   Первые исследования закономерностей демографических явлений были проведены в конце XVII века. Эпоха Возрождения принесла с собой новую философию и новую систему ценностей. В этих условиях попытка применить для анализа социальных явлений математический метод стала закономерной. В книге Дж.Граунта "Естественные и политические наблюдения, сделанные над бюллетенями смертности" (16662 г.) предлагается подход, когда посредством чисел становилось возможным изучать общество. Анализ данных о естественном движении населения позволил сделать вывод о существовании некого порядка в протекании демографических процессов. В XVIII веке предпринимаются первые опыты исчисления населения по странам и в мире в целом, осуществляются некоторые наблюдения над изменениями рождаемости и смертности.
   В XVIII веке знания о народонаселении получили заметное развитие, в них стала намечаться специализация. Однако несмотря на важность этих работ, они носили ограниченный характер, что было связано и с узко практическим их применением (страховое дело), и с отсутствием вплоть до XIX века систематической и всесторонней информации о населении. В конце XVIII - первой половине XIX веков в большинстве европейских стран и США были заложены основы организации современных переписей населения, что имело огромное значение для становления демографической науки.
   Демография как самостоятельная наука сформировалась в конце XIX - начале XX вв. в результате обобщения и осмысления данных конкретных демо- графо - статистических наблюдений. Родоначальницей демографии была "политическая арифметика", стремящаяся обнаружить количественные закономерности массовых общественных явлений. Особенность демографических явлений, слагающихся из массы индивидуальных случаев, и вытекающих отсюда необходимость их количественного выражения надолго определили связь демографии со статическим описанием населения. В этот период оформляются первые демографические концепции (мальтузианство).
   Понимание предмета и содержания демографии менялось по мере углубления знаний, содержания и дифференциации наук. К середине ХХ века было осознано, что демография не сводится лишь к статистике так называемого естественного движения населения и миграции, а имеет объектом определенную область действительности, которую не изучает никакая другая наука, - возобновление поколений людей, то есть процессы взаимодействия рождаемости, смертности, брачности и воспроизводство населения в целом.
   В конце ХХ века в демографии формируется подход, соответствующий широкому пониманию воспроизводства населения как совокупности трех форм движения - социального (изменение социальных структур, социальная и профессиональная мобильность и т.д.); естественного (рождаемость и смертность) и пространственного (миграция). Таким образом, объектом современной демографии начинает считаться самовоспроизведение народонаселения как совокупности разнообразных социальных общностей, выступающих субъектами соответствующих общественных отношений.
   Такова краткая характеристика содержания этапов становления и развития научного демографического знания. Выделение и обособление демографии как науки прежде всего обнаружилось не в формировании предмета исследования, а в вычислении специфической проблемы исследования.

   Вопросы для самоконтроля.
   1. Чем отличается понимание демографии как статистики населения от ее трактовки как социальной науки?
   2. Опишите структуру предмета демографии.
   3. Какие, на ваш взгляд, существуют взаимосвязи между функциями демографической науки?
   4. Каковы основные особенности этапа становления демографического знания до конца XIX века?
   5. Что является специфической проблемой исследования в демографии?

Назад
 
© www.txtb.ru